Характеристика представления, виды представлений.

Психологическая характеристика речи.

Функции и виды воображения.

Общее представление о памяти. Классификация видов памяти и мнемические процессы.

Внимание, его функции, виды и свойства.

Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.

Тема № 6. Психические познавательные процессы

4. Мышление как познавательный процесс: свойства, виды, формы, мыслительные операции.

1.Познание человеком окружающей его действительности осуще­ствляется, прежде всего, посредством органов чувств. Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением дей­ствительности. Возникающие при этом у человека образы предме­тов и явлений действительности называются ощущениями и вос­приятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос­редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе­риферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу­щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про­исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв­ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че­ловеку управлять действиями других людей. Лишите человека воз­можности ощущать и воспринимать окружающую его действитель­ность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изо­ляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое сни­жение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри­ятий в жизни и деятельности людей.

Основное существенное различие между ощущениями и вос­приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных качеств пред­метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна­ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно­гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ­ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже­ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз­никающие, интероцептивными.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слухо­вые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.

К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли,, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощуще­ния положения и перемещения в пространстве всего тела и отдель­ных его частей). Их называют также проприоцептивными или кинестезическими.

В области ощущений существуют определенные закономерно­сти. Центральная закономерность ощущений - существование по­рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи­ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз­никают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх­ний и порог различения.

Порогами различения называется наименьшая величина, на ко­торую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действую­щего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является оп­ределенной и относительно постоянной.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали­заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб­солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных лю­дей.

Следующая закономерность ощущений - это адаптация. Яв­ление адаптации - в приспособлении анализаторов к функциони­рованию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключа­ется в повышении или понижении их чувствительности.

Восприятии – этопсихический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие - это процесс, в котором отражаются и особенно­сти реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности.

Особенности восприятия

1) предметность и целостность восприятия: в восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой.

2) структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

3) константность восприятия характеризуется тем, что в оп­ределенных границах человек воспринимает предметы как отно­сительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зри­тельном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок — белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электри­ческом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении).

4) осмысленность. Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осозна­ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос­приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы­ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо прибавляется, например, при восприя­тии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрыв­ную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружаю­щая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

5) апперцепция - это зависимость восприятия от жизненно­го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен­тации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос­приятии одного и того же предмета различными людьми. Напри­мер, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изго­товлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер — на внешнем оформлении, начинающий спортсмен — на соответствии лыжи росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Таким образом, ощущения и восприятие – это психические процессы, позволяющие человеку получать знания о качествах и свойствах предметов окружающего мира и создавать целостные образы этих предметов.

2.Внимание в системе психологических феноменов занимает осо­бое положение. Оно включено во все остальные психологические про­цессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматри­вается динамика познавательных процессов и особенности различ­ных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаем­ся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального со­держания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познава­тельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действитель­ности, которые на данный момент времени становятся осознаваемы­ми и концентрируют на себе психические и физические силы чело­века в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей че­рез органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклю­чено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические', в частно­сти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - по­ступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дей­ствительности, что является одним из необходимых условий успеш­ности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен­ное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дей­ствия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ­ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различ­ной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания оп­ределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытека­ющими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной по­становки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новиз­ну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео­жиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание со­средотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание мо­жет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашива­ется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхи­щения и др. Следовательно, внимание является не только фактором, огра­ничивающим психическую деятельность, но и само может регули­роваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на ка­ком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых во­левых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связан­ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между вос­принимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится вы­соко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыс­лей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосре­доточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса дея­тельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего мес­та, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознатель­ном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром пере­ходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточеннос­ти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности со­средоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому воз­можно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привыч­ны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологи­ческие особенности внимания, обусловленные также и типом не­рвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Таким образом, внимание - это психическая категория, включенная во все психологические процессы, имеющая свои виды и свойства.

3.Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизве­дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности. Память служит основой непрерывности психической деятель­ности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, вос­произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей­ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь­ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со­бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде­ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от­ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ­вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива­ния. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар­тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми­нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой де­ятельности. Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много­кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Главным условием сохранения является использование запом­нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро­извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не­нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за­бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста­новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы­вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за­учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет­ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв­ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю­щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на­стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ­вольным и непроизвольным.

Существует несколько оснований для выделения видов памя­ти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении (непроиз­вольная и произвольная. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической);

2) психологическое содержание запоминаемого (выделяется память образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная), словесно-логическая, эмоциональная и двигатель­ная);

3) продолжительность сохранения (долго­временная, кратковременная и оперативная).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объе­му, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохра­нения, готовности памяти.

Таким образом, память - это форма отражения психической действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, узнавании и воспроизведении информации, что обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

4.Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений меж­ду предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей­ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув­ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком­муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна­чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по­няли другие люди.

Как и все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга. Мышление — всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление — это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле­няются общие и существенные признаки, их характеризующие

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практи­чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про­текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен­ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет­ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа­ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ­ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде­ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо­кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен­но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа — словесно-логическое мышление, у художника — наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен­ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно от­личается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече­ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло­вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело­века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер­ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред­метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на­пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де­дукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис­пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож­ности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей­ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро­ванно, а в различных сочетаниях.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич­ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав­ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе­реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста­вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей­ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес­кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак­теризует индивидуальные особенности их мышления.

Таким образом, мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенного нового.

5.Воображением называется процесс воспроизведе­ния и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых соче­таниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психи­ке человека, которое связано с удовлетворением потребностей вый­ти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы со­здавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слы­шать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в оп­ределенной системе и в переработанном с помощью мышления виде в памяти. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возмож­ностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений.

Различают воображение воспроизводящее и творческое, меч­ты и грезы.

Воспроизводящее воображение - процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по опи­санию, чертежу, схеме, географической карте или по другим зна­ковым изображениям.

Воспроизводящее воображение функционирует у каждого че­ловека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию.

Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспро­изводящего воображения зависят прежде всего от качества, харак­тера и формы материала, вызывающего эти образы. Но они, как и все другие психические образы, — субъективные образы объектив­ного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широ­ты, глубины знаний и личностных установок человека.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра­зов", продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащаю­щих теорию и практику деятельности человека.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творчес­кое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (со­единение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают все­гда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев ре­зультат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но об­разы воображений могут оставаться и на уровне идеального содер­жания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мыш­лением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, срав­нение, обобщение.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов во­ображений: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьше­ние, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. склеивание) - прием соединения («скле­ивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюже­тах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки - женщи­ны с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, аккордеона, в котором сочета­ются элементы пианино и баяна).

Аналогия - прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение-преуменьшение - прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование - прием, близкий к преувеличению, выделя­ющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в кари­катурах и шаржах.

Типизация - самый сложный прием творческого создания об­разов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдель­ных черточек, взятых от различных людей определенной социаль­ной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабо­чих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфе­ре жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы же­лаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэто­му при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной орга­низации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созда­ны летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сооб­щения и передвижения. Мечта, таким образом, — полезный меха­низм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах че­ловек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противо­речащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда имеют место те или иные проявления воспроизводящего или твор­ческого воображения. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека.

Таким образом, воображение - это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

6.Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психо­логии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковых сигналов и письменных знаков. Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его до­стижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его ин­дивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объ­ектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными. из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепле­ние за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык - это система условных символов, с помощью которых переда­ются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система ко­дов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мыс­ли средствами языка. Как психологический процесс речь является пред­метом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

- исторически сложившееся средство общения;

- система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

- развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;

- отражает менталитет конкретного народа, его социальные уста­новки и мифологию.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действи­тельности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы­делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун­ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения иповедение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь­ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред­ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух со­беседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Таким образом, речью называется процесс практического применения человеком языка в це­лях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

 

7.Представлениеэто процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозна­чает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались ана­лизаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроиз­водства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и гал­люцинации.

Сходство представления с восприятием заключается в следующем: при формировании образов представления и воспри­ятия возникающий образ существенно видоизменяет­ся по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов (потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д.).

Отличие представления от восприятия:

· Образы представлений, как правило, менее ярки, менее детальны и более фрагментарны, чем образы восприятия.

· В них находят отражение наиболее характерные черты для данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются.

· Неустойчивость образа, его тенденция к саморазрушению.

· Большая искаженность образа по сравнению с образом восприятия.

  • Под воздействием языка и внутренней речи происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Сходство представлений с галлюцинациями: и те, и другие образы возникают при отсутствии реальных объектов, которые они отображают.

Отличие представления от галлюцинаций: осознание идеального характера образа представления, отсутствие его проекции во внешний мир, в том время как при галлюцинациях человек считает возникающий образ частью реального мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз­буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нерв­ной системы.

Классификация представлений.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализаторавыделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например огуречного или парфюмерного); вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком ипр.); тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); температурные (представление о холоде итепле). Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, ипупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, по­этому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности.В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они со­провождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или яв­ления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений – по происхождению.В рам­ках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия,то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальнойжизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления,отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения.Данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

 

Тема №7.Психические состояния