Личность.

Структура личности.

Основные свойства личности.

Социальная среда и формирование личности.

Тема №3. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект

1. Индивидуальное, общее и особенное в личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

1. Индивид.В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, про­дукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки
природной (биологической) ограниченности социальное существо, ис­пользующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивид – это биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биоло­гического вида.

Можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя опре­деленное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к ме­няющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развива­ется и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индиви­дуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социаль­ной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой от­дельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерар­хическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и .меняется в процессе индивидуального развития и воздей­ствия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые опре­деляют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Субъект.Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной дея­тельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность. Особенная и не похожая на других личность в полноте ее ду­ховных и физических свойств характеризуется понятием «инди­видуальность». Индивидуальность выражается в наличии раз­ного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утвер­ждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер — ос­новные параметры индивидуальности.

Индивидуальностьне есть что-то над- или сверхличностное. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обыч­но словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивиду­ален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональ­ной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Инди­видуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изу­чении каждой конкретной личности.

Таким образом, человек является носителем общего, особенного и индивидуального. Индивидами мы рождаемся, а личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе: воспитания, обучения, общения, взаимодействия, формируя в себе специфические особенности, характеризующие нас как индивидуальностей.

2. Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие об­щественных отношений на определенном этапе их развития. Со­циальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий («городская среда», «деревенская сре­да», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.). Общественно-экономическая формация в ее историчес­кой, демографической, географической и национальной конкрет­ности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведе­ния.

Человек - существо биосоциаль­ное, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти спе­цифические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижиз­ненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, прямохождение. Никакой личный опыт человека не может привес­ти к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого по­следующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Уча­ствуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребе­нок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое на­селение и остались в живых только маленькие дети, то, хотя че­ловеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги, материальная культура продол­жали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть детям их назначение; 2) чтобы овладеть теми предметами, кото­рые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно-выработанные способы деятельности человека и че­ловечества. Усвоение общественно-исторического опыта высту­пает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка историчес­ки сложившихся свойств и способностей человеческого рода.

Та­ким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без обще­ства, без усвоения общественно-исторического опыта человече­ства стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо облада­ет биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозмож­но даже под влиянием общества, воспитания, образования дос­тичь высших человеческих качеств.

3.Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожден­на, но возникает в результате культурного и социального разви­тия. Природа, общество, культура — три сферы мира, в которых живет человек. Личность в широком смысле выступает как ак­тивный субъект деятельности (субъект природы, общества, куль­туры). Личность в узком смысле выступает как субъект решения проблем, выбора поведения в сложных ситуациях, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы. Организм и личность составляют единство; соответствующие компоненты — мотивация, темпера­мент, способности и характер — объединены системообразующи­ми признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуля­цией и побуждениями. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизую­щаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чув­стве «Я», которое включает в себя представление о себе и само­оценку, программы самосовершенствования, привычные реак­ции на проявление некоторых своих качеств, способности к са­монаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

К свойствам личности можно отнести следующие категории:

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определен­ных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потреб­ностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знание о тех мате­риальных или идеальных объектах, которые способны удовлет­ворить потребность, и тех действиях, которые способны привес­ти к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально не­повторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условия­ми успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Характер — совокупность стержневых прижизненно форми­руемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих ди­намику возникновения, протекания и прекращения эмоциональ­ных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и часто­та выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и де­ятельности.

Воля — потребность в преодолении препятствий, сознатель­ная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Таким образом, личность формируется в процессе освоения человеком социально-исторического опыта, посредством развития её психологических свойств и качеств.

4.Личность получает свою структуру из видового строения че­ловеческой деятельности и характеризуется пятью по­тенциалами: познавательным, ценностным, творческим, комму­никативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определя­ется объемом и качеством информации, которой располагает лич­ность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал вклю­чает в себя психологические качества, с которыми связана по­знавательная деятельность человека. Аксиологический (ценно­стный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нрав­ственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлени­ями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологичес­ких и идеологических моментов, сознания личности и ее само сознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее ми­роощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самосто­ятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктив­ному или репродуктивному), и мерой их в реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организа­торской деятельности. Коммуникативный потенциалличности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в си­стеме социальных ролей. Художественный потенциалличности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художе­ственных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Худо­жественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произ­ведений искусства. Итак, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее худо­жественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Таким образом, личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обла­дающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентации, потребностно-волевых пережи­ваний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их по­следствия перед природой и людьми.