Основные методы психологических исследований.

Фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Место психологии в системе наук.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

(КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ)

 

Тема №1.Предмет и методы психологии.

1. Психология как наука: объект, предмет, задачи. Исторические этапы развития психологии.

3.Основные направления в психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, трансперсональная психология.

1.Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука
о душе» (psyche «психе» — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или
психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает
в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв.
область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей пси­хологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явле­ния в жизни человека. Историю психологии как науки принято начинать с Аристотеля. В своем учении о душе, он рассматривал душу как одушевленную основу тела с тремя основными способностями – питанием, ощущением и мышлением. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуального активности является разум, привносимый из вне в виде божественного разума.

II этап — психология как наука о сознании.Возника­ет в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, И.М.Сеченов и др.).

III этап — психология как наука о поведении-конец XIX - начало XX века. Задача психологии — ставить эксперимен­ты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались) (Уотсон Джон Бродус, Эрик Фромм, Б.Ф.Скиннер и др.).

IV этап — психология как наука, изучающая объек­тивные закономерности, проявления и механизмы психики(Зигмунд Фрейд, Марк Вертгеймер, И.П.Павлов, Роджер Сперри, Абрахам Маслоу и др.)

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда:

1) предметом психологии являются психические состояния, психические процессы и психические свойства личности;

2) факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Объект психологии – психика человека во всем многообразии её проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Основная задача – изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений.

Частные задачи:

1) изучение механизмов психических явлений;

2) анализ закономерностей развития психических явлений в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Все групповые психические явления могут быть также разделены на психиче­ские процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от ин­дивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первично­го фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование группо­вых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям груп­пы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и прак­тическое применение получаемых знаний. Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.Будучи специфиче­ским способом отражения реальности, психология является учени­ем о душе и душевном.

2.Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­укипредоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические пауки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология,изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

3.Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за ру­бежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что по­ведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бес­сознательным.

Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ас­социаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение раз­личных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в на­чале XX в.; отрицает сознание как предмет научного исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздра­житель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S—R (при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко исполь­зовать количественное описание психологического явления и применять ма­тематические методы для обработки результатов его исследования.

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гештальтов, - первичных по от­ношению к своим компонентам.

Восприятие как психический познавательный процесс, например у гештальтпсихологов, не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не опи­сываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная орга­низация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. По­нятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современ­ной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляю­щее себя психоанализу и бихевиоризму.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на ана­лиз отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического пси­хоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально Добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возника­ют как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология - новое направление в западной психо­логии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующи­ми взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

4.В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развива­ющиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также, то обстоятельство, что в настоящее время систе­ма психологических наук продолжает активно развиваться (каж­дые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), пра­вильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или ба­зовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельно­стью занимаются. Эти области призваны давать знания, одина­ково необходимые всем, кого интересуют психология и поведе­ние людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения кото­рых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключе­ния научных направлений, а специальные — выделяют вопро­сы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процес­сы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, во­ображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Лич­ность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений – специальных отраслей психологии: социальную, педагоги­ческую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, диф­ференциальную психологию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Социальная психологияизучает социально-психологи­ческие проявления личности человека, его взаимоотноше­ния с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психологияизуча­ет закономерности развития личности впроцессе обучения, воспитания.

Возрастная психологияизучает закономерности разви­тия нормального здорового человека, психологические осо­бенности и закономерности, присущие каждому возрастно­му периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зре­лого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психологияизучает развитие сознания, психи­ческих процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопси­хология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных пси­хических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их диффе­ренциации.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология трударассматривает психологи­ческие особенности трудовой деятельности человека, зако­номерности развития трудовых навыков. Инженерная пси­хологияизучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов тех­ники. Авиационная, космическая психологиякак специ­фичные области инженерной психологии анализируют пси­хологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психологияизучает психологические особен­ности деятельности врача и поведения больного, разрабаты­вает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии,изучающей проявления и причины разнообразных нарушений впсихике и пове­дении человека, а также происходящие во время различ­ных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология,которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психо­логия— индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психологияизучает психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса (пси­хология свидетельских показаний, психологические требо­вания к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Воен­ная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламызанимается оцен­кой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью созда­ния спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деяте­ля. Психология религиипытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различ­ных сект. Экологическая психология занимается изучени­ем наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязне­ния среды токсичными веществами и отбросами и их влия­ния на психику человека, проблемам взаимовлияния при­роды и человека. Дискуссионной областью является па­рапсихология(традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомни­тельной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, теле­кинез и пр.

Прикладные области психологии,или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практи­ков. Кратко укажем функции некоторых из этих професси­ональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следу­ющие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, пе­дагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-кон­сультант. Клинические психологиработают в центрах пси­хического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезли­вость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозмож­ные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных сис­тем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологичес­кие заболевания, когда врачи не находят объективной па­тологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тре­воги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на труд­ности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Пси­холог должен уяснить себе суть и причины проблемы пу­тем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультантдолжен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между ро­дителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консуль­танты, участвующие в работе «телефона доверия», в раз­личных центрах по предупреждению самоубийств, по борь­бе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализа­цию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консуль­тант занимается проблемами супругов и родительски-детс­ких отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психо­логи.

Школьный и промышленный психологипомогают уча­щимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащим­ся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует со­ответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодей­ствия людей на производстве, занимается вопросами рекла­мы продукции предприятия. Педагогический психологза­нимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподава­телями. Психолог-эргономистна основе накопленных зна­ний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических уст­ройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

Таким образом, современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую в себя фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологического знания.

5.Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы психологии могут быть разделены на следующие группы: 1) субъективные (наблюдение, опрос, тест); 2) объективные (тесты, эксперимент); 3) моделирование.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изу­чить интересующее его явление в том виде, в каком оно непос­редственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок, программы, процедуры его проведения. Оно может ме­нять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе само­го наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стан­дартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в про­цессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психоло­гии) исследователь выступает в качестве непосредственного уча­стника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, эксперимента­тор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает лично­го участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако тре­бует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуе­мых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивиду­альных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от пове­дения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, ис­ходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко ме­нять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стан­дартизированный опрос, при котором вопросы и характер воз­можных ответов на них определены заранее и обычно ограни­чены достаточно узкими рамками, более экономичен во време­ни и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психоди­агностического обследования, применяя которые можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последу­ющей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и срав­нивать между собой психологию разных людей, давать диффе­ренцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста. Тест-опрос­ник основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с точки зрения их валидности и надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективные тесты: в основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям. Проективные тесты предназначены для изучения психоло­гических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о пси­хологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отри­цательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вво­дит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную си­туацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой си­туацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На ос­новании содержательной интерпретации ответов судят о собст­венной психологии отвечающих.

Специфика эксперимента как метода психологического исс­ледования заключается в том, что в нем целенаправленно и про­думанно создается искусственная ситуация, в которой изучае­мое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше все­го. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с дру­гими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвеча­ющий всем требованиям психологический эксперимент на прак­тике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встре­чается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: есте­ственный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в усло­виях, отдаленных или приближенных к действительности. Ес­тественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный экспери­мент предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контроли­ровать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрыва­ют в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого фено­мена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математи­ческими, кибернетическими. Математическая модель представ­ляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отно­шения в изучаемом явлении. Техническое моделирование пред­полагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элемен­тов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, при­меняемой в математической логике.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются раз­личные способы и приемы обработки этих данных, их логиче­ского и математического анализа для получения вторичных ре­зультатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпрета­ции переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математи­ческой статистики, без которых зачастую невозможно полу­чить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так­же методы качественного анализа.

Таким образом, методы психологии представлены разнообразными приемами и средствами получения научной информации, но основными методами являются наблюдение и эксперимент.