Вопросы экономики знаний

Свойства знаний

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

1.Знания – это продукт, с одной стороны, частный (его можно присвоить), а с другой – общественный, принадлежащий всем. С другой стороны секреты производства могут быть открыты и другими людьми, чаще всего это вопрос времени. Желание прославиться также способствует передаче знаний (открытие фосфора). Можно говорить о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. В применении к научному коллективу это означает, что для создания знания определенного уровня необходим коллектив, специалисты в котором подобраны в оптимальной квалификации.

2.Дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.

3.Знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения.

4.Знания по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, наши современники. Это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») используется в настоящее время для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают: 1) расходы на исследования и разработки, 2) на высшее образование, 3) на программное обеспечение.

Насколько высокой может быть рыночная цена знаний покажем на примерах. Всем известна электронная игра «Тетрис». Ее придумал экономист Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме «Nintendo», получил 4 млн. долларов, фирма же – от распространения изготовления игры – более 1 млрд. долларов. Здесь конечно, не нужно забывать о неявном знании индивидуума, о его творческих способностях, желании придумать новое. В служебные обязанности программиста это, конечно, не входит. Другой пример – знаменитая фирма «Microsoft». Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд. долларов, стоимость по прибыли – 50-70 млрд., а бухгалтерская стоимость – всего 5-10 млрд.

Знания, большая их часть, являются общественным благом на международном уровне. Затраты государства на науку не являются истинной стоимостью знаний. Истинную стоимость дает спрос на знания. Спрос определяет – жить ли знанию дальше. Огромное число идей, открытий и изобретений не используется, фактически исчезло, не подкрепленное вовремя спросом.

Поскольку однажды созданные знания доступны всем и информация не исчезает, то в экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм, невозможно продать максимальное количество «копий» знания. Эффективность достигается, когда цены рассчитаны на конкретного потребителя (так называемые дискриминационные цены). Например, цены на статистическую информацию и программное обеспечение (парадокс – распространение пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, к лучшему удовлетворению потребительского спроса).

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право. Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно не проявлялось. Авторское право тесно связано с понятием репутации, которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Развитие экономики знаний позволит полнее использовать научный потенциал человечества. Сбалансированность экономики знаний можно оценить соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний – отраслей повышенного спроса на знания, в ВВП (внутренний валовый продукт), можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (в этом случае в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Суммируя можно отметить, что экономика знаний неразделимая триаду рынков: 1) рынка знаний, 2) рынка услуг и 3) рынка труда.

Для управления знаниями нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер, человек, который знает, как превращать фундаментальные знания в деньги. Поэтому рынок продуктов (знаний) необходимо заменить рынком услуг. Вокруг крупных компаний должны создаваться мелкие фирмы, которые по заказам компаний ищут применение знаниям и превращают их в конкретные материальные продукты.

Таким образом, для реализации экономики, построенной на знаниях, необходимо:

1.изменение массового сознания – в том, что богатство не в недрах, а в мозгах и мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания;

2.обеспечение государством благоприятной правовой, налоговой и организационно-экономической среды для развития экономики знаний.