Вопрос 2. Дистрибутивные каналы и сети

Рис.1. Алгоритм формирования распределительной логистики

Вопрос 1. Понятие и задачи распределительной логистики

Тема 10. Распределительная логистика

План лекции:

1. Понятие и задачи распределительной логистики

2. Дистрибутивные каналы и сети

3. Логистический сервис

 

 

Распределительная логистика - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Алгоритм формирования распределительной логистики представлен на рис. 1.

Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения
   
Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения
   
Сопоставление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи
   
Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения
   
Разработка различных вариантов построения систем распределения  
   
Оценка логистических издержек для каждого из вариантов  
   
Выбор для реализации одного из разработанных вариантов  

Для выбора оптимального варианта распределительной логистики устанавливается критерий выбора, к которому, как правило, относится критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

 

, (1)

 

где:

- приведенные затраты по варианту;

- годовые эксплуатационные расходы;

- годовые транспортные расходы;

- полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени (по норме дисконта);

- срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

 

Дистрибьюция - комплексная логистическая активность, заключающаяся в продвижении продукции от производителей к конечным (или про­межуточным) потребителям, организации продаж, предпродаж­ного и послепродажного сервиса. Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактичес­ких целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкрет­ные сегменты рынка определены, то с логистических позиций основной задачей дистрибьюции является максимальная эко­номия всех ресурсов в цепи «производитель-потребитель» при обеспечении требуемого качества продукции и сервиса.

Дистрибьюцияявляется ключевой логистической активно­стью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями логистического ме­неджмента дистрибьюции являются:

- построение организационной структуры дистрибутив­ных каналов и сетей;

- дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;

- транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;

- складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;

- управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;

- передача прав собственности на продукцию;

- обеспечение сохранности и защиты товаров, страхова­ние рисков;

- поддержание стандартов качества продукции и логистическо­го сервиса;

- ценообразование;

- мониторинг и информационно-компьютерная поддерж­ка логистических активностей в дистрибьюции и т. д.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределения.

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей (рис. 2).

 

Поставщик материального потока T1 D1 T1 Потребитель материального потока
Tn Dm Tn