Вопрос 2. Дистрибутивные каналы и сети
Рис.1. Алгоритм формирования распределительной логистики
Вопрос 1. Понятие и задачи распределительной логистики
Тема 10. Распределительная логистика
План лекции:
1. Понятие и задачи распределительной логистики
2. Дистрибутивные каналы и сети
3. Логистический сервис
Распределительная логистика - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Алгоритм формирования распределительной логистики представлен на рис. 1.
Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения | |
Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения | |
Сопоставление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи | |
Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения | |
Разработка различных вариантов построения систем распределения | |
Оценка логистических издержек для каждого из вариантов | |
Выбор для реализации одного из разработанных вариантов |
Для выбора оптимального варианта распределительной логистики устанавливается критерий выбора, к которому, как правило, относится критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
, (1)
где:
- приведенные затраты по варианту;
- годовые эксплуатационные расходы;
- годовые транспортные расходы;
- полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени (по норме дисконта);
- срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
Дистрибьюция - комплексная логистическая активность, заключающаяся в продвижении продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса. Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактических целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкретные сегменты рынка определены, то с логистических позиций основной задачей дистрибьюции является максимальная экономия всех ресурсов в цепи «производитель-потребитель» при обеспечении требуемого качества продукции и сервиса.
Дистрибьюцияявляется ключевой логистической активностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями логистического менеджмента дистрибьюции являются:
- построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей;
- дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;
- транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;
- складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;
- управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
- передача прав собственности на продукцию;
- обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
- поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса;
- ценообразование;
- мониторинг и информационно-компьютерная поддержка логистических активностей в дистрибьюции и т. д.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределения.
Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей (рис. 2).
Поставщик материального потока | T1 | D1 | T1 | Потребитель материального потока |
… | … | … | ||
Tn | Dm | Tn |