Виды правотворчества
Правообразование. Правотворчество и его функции
Содержание лекции
План лекции
Влияние гражданского общества на правообразование и правотворчество
Тема лекции № 7.
1.Правообразование. Правотворчество и его функции
2.Виды правотворчества
3.Законодательный процесс и его стадии
4.Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
5.Юридическая техника: понятие и основные правила
Правообразование — это социальный процесс, который включает возникновение потребностей общества в урегулировании определенных отношений и актов поведения, их осознание, формулировку и юридическое оформление в виде правовых норм.
Правотворчество— это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая всоответствии с общественными потребностями в нормативно-правовом регулировании.
Правотворчество выступает как официальная составляющая правообразования, самостоятельная и завершающая его стадия. Правообразование осуществляется не только государством, но и обществом: в правосознании, правоотношениях, правомерном поведении, правовых теориях, правовой практике, индивидуальных и коллективных договорах. Они исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах, правовых обычаях.
Функции правотворчества:1) первичного регулирования новых общественных отношений, которая осуществляется путем издания новых по содержанию норм права; 2) обновления нормативно-правового материала, которая предусматривает изменение или отмену тех норм, которые устарели и не отвечают потребностям общественного развития; 3) ликвидации пробелов в позитивном праве, то есть частичного или полного устранения пропусков в правовом регулировании общественных отношений путем формулировки тех правил поведения, которых недостает; 4) систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, объединении и дополнении нормативно-правовых актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на научных принципах нормативно-правового кодифицированного акта.
Сложность категории правотворчества обуславливает многообразие критериев его классификации.
По способам правотворчества различают: 1) утверждение нормативно-правовых актов и договоров референдумом; 2) принятие или издание нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. В современных государствах этот вид правотворчества является основным; 3) создание юридических прецедентов судебными и административными органами государства; 4) заключение нормативно-правовых договоров компетентными государственными органами (или, с разрешения государства, иными субъектами, в частности, трудовыми коллективами); 5) официальное признание государством обычая.
В зависимости от форм создаваемого права различают: 1) законотворчество; 2) подзаконное правотворчество; 3) прецедентное правотворчество; 4) договорное правотворчество.
В зависимости от субъекта правотворчества различают: 1) непосредственное правотворчество народа (референдум); 2) правотворчество высшего представительного органа (парламента) государства; 3) правотворчество органов и должностных лиц исполнительной власти; 4) правотворчество главы государства; 5) судебное правотворчество; 6) правотворчество органов местного самоуправления.