Понятие финансовой системы. Финансовая система РФ, ее основные звенья. Взаимосвязь звеньев финансовой системы Российской Федерации.
Финансы государства и органов местного самоуправления. Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Особенности финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов и других финансово-кредитных институтов. Финансы домашних хозяйств.
Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы населения.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена. Ведущее место в системе занимают государственные финансы, т.к. они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны, оказывая тем самым большое влияние на остальные сферы финансовых отношений.
Каждой сфере финансовых отношений соответствуют свои денежные фонды, которые формируются и используются с помощью этих финансовых отношений, а также органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями.
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена :
ü бюджетная система;
ü внебюджетные фонды;
ü государственный кредит.
Бюджетная система состоит из следующих уровней : федеральный бюджет + бюджеты субъектов федерации + местные бюджеты (самая многочисленная часть бюджетной системы).
Бюджетная система - самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).
Внебюджетные фонды подразделяются на 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в РФ в настоящее время - решение социальных задач.
ü Пенсионный фонд РФ;
ü Государственный фонд социального страхования;
ü Обязательные фонды медицинского образования;
Исключительная особенность внебюджетных фондов - то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.
Государственный кредит - объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности.
В сфере страхования финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья:
¨ социальное страхование
¨ медицинское страхование личное страхование
¨ имущественное страхование
¨ страхование ответственности
Финансы предприятий и организаций - очень большая сфера финансовых отношений). Точно систематизировать эту совокупность достаточно сложно. Классификация производится по ряду признаков
Выделяют финансы товариществ, обществ, госпредприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов.
В зависимости от степени централизации :
o финансы предприятий;
o финансы объединений, корпораций, холдингов;
o финансы филиалов, дочерних предприятий.
В зависимости от характера хоз. деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие (1. Главная цель - прибыль 2. Она распределяется между учредителями) финансы предприятий и организаций.
Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
3. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления.
Состав государственных и муниципальных финансов. Управление государственными и муниципальными финансами. Объекты и субъекты управления. Уровни управления: федеральный, региональный, местный.
Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции. Государственная финансовая политика, ее содержание и задачи. Инструменты реализации финансовой политики государства. Финансовая политика России в современных условиях.
Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов. В любой управляемой системе выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:
1) финансы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
1) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые органы;
3) финансовые органы и налоговые инспекции.
Общее руководство по управлению финансами РФ возложено на высшие органы управления государственной власти в соответствии с Конституцией. В основном этими вопросами занимается высший законодательный орган, Аппарат Президента, Правительство.
На уровне предприятий управление финансами осуществляют финансовые отделы. Всю работу по управлению финансами государства осуществляют министерство финансов, органы областных, городских и районных финансовых подразделений.
В процессе управления финансами разрабатывается организационная структура, которая обеспечивает финансирование всех звеньев финансовой системы. Центральное место в управлении финансами занимает бюджетное управление и управление по исполнению бюджета.
Для бюджетного управления в составе Министерства финансов организованы специальные структурные подразделения, в частности, управление экономическими реформами, управление государственными ценными бумагами и финансовым рынком, управление финансирования сельского хозяйства, и т.д.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:
1) финансовое планирование;
2) стратегическое и оперативное управление;
3) финансовый контроль.
Задачи финансового планирования:
ü определение объема денежных средств и их источников;
ü выявление результатов роста доходов;
ü определение основных направлений экономии расходов;
ü распределение денежных средств между фондами.
Методы финансового планирования:
ü экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;
ü нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;
ü математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
ü балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования;
В управлении финансами различают: стратегическое (общее) управление выражается в определении финансовых ресурсов путем прогнозирования на перспективу, восстановление объема финансовых ресурсов на реализацию крупных целевых программ. Оно осуществляется высшими органами власти и государственного управления - Государственной Думой, аппаратом Президента, Министерством финансов РФ и другими органми государственной власти и управления и тактическое (оперативное) управление финансами является функцией финансового аппарата. Оно представляет собой совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые управлени органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховые оргнаизации, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.
Финансовой политика - совокупность мероприятий государства по использованию финансов в экономическом и социальном развитии общества.
Инструменты финансовой политики:
1) управление дефицитом бюджета;
2) прямое и косвенное налогообложение;
3) бюджетные расходы.
Основные задачи финансовой политики являются:
1) создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ресурсов;
2) поддержание определенного уровня экономической активности в стране.
Финансовый механизм – это совокупность способов реализации финансовых отношений, которые изменяются государством и включают в себя виды, формы, способы их организации и методы количественного определения.
Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы оргнаизации финансовых отношений, а также способы их количественного определения. Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве..
Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва :
1. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике.
2. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.
3. Социальная поддержка населения.
Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию:
¨ борьба с инфляцией
¨ сокращение дотаций предприятиям и организациям следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов
¨ новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном засчет повышения вкладов работников (Запад : 1/2 взносов в ПФ - предприятия, остальное - работники)
¨ индексация средств и пособий
¨ совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей, контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета
¨ выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий.