Вопрос 2. Логистический процесс на складе
Рис. 4. Последовательность выбора рациональной системы складирования
Рис. 3. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
Зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота Z определяется по следующей формуле:
(1)
где: a - (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада;
365 - число дней хранения на наемном складе за год;
Sн - потребная площадь наемного склада, м2, расчет которой выполняется по формуле (оплачиваемая площадь):
, (2)
где: З - размер запаса в днях оборота, дней;
T - годовой грузооборот, т/год;
Д - число рабочих дней в году;
q - нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2.
2. Количество складов и размещение складской сети.Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных фирм характерны два варианта размещения складской сети: централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное (рассредоточение складов в различных регионах сбыта).
Территориальное распределение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размером региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и потребителей, особенностями коммуникационных сетей.
3. Размер и место расположения складов.Существует несколько методов выбора местоположения склада: коммерческая (торгово-промышленная) зона; внешняя зона, куда имеет доступ только автотранспорт; центральная зона (внутригородские районы).
Главными факторами при выборе местоположения являются доступность услуг и издержки. Важнейший фактор - величина затрат на пополнение запасов. Не обязательно размещать склад в основной промышленной зоне. Во многих городах склады расположены в окружении промышленных предприятий и в районах концентрации тяжелой и легкой промышленности.
Помимо затрат на пополнение запасов следует оценить также строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных подъездных путей и т. д.
Выбор системы складирования.Последовательность выбора рациональной системы складирования представлена на рис. 4.
Этап 1 | Определяется место склада в логистической цепи и его функции | |
Этап 2 | Определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая) | |
Этап 3 | Определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования | |
Этап 4 | Отбираются элементы каждой складской подсистемы | |
Этап 5 | Создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем | |
Этап 6 | Осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных | |
Этап 7 | Проводится технико - экономическая оценка каждого конкурентоспособного варианта и осуществляется альтернативный выбор рационального варианта | |
Эта задача актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой проблемой руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его дальнейшей эксплуатации.
Принципиальная схема склада приведена на рис. 5.
Рис. 5. Принципиальная схема склада торгового предприятия
К основным операциям, выполняемым на выделенных участках склада, относят:
- участок разгрузки (железнодорожная рампа): механизированная разгрузка транспортных средств; ручная разгрузка транспортных средств;
- приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада): приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки;
- участок приемки (размещается в основном помещении склада): приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции;
- участок хранения (главная часть основного помещения склада): размещение груза на хранение; отборка груза из мест хранения;
- участок комплектования (размещается в основном помещении склада): формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров;
- отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом): кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю;
- участок погрузки (автомобильная рампа): погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).
Формула определения общей площади склада имеет следующий вид:
(3)
где:
Sгр - грузовая (полезная) площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами;
Sвсп - вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;
Sпр - площадь участка приемки;
Sкм - площадь участка комплектования;
Sрм - площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;
Sпэ - площадь приемочной экспедиции;
Sоэ - площадь отправочной экспедиции.
Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).
Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:
(4)
где:
Q - прогноз годового товарооборота, руб./год;
З - прогноз величины товарных запасов (средний запас), дней оборота;
Кн - коэффициент неравномерности загрузки склада;
Киго - коэффициент использования грузового объема склада;
Cv - средняя стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м3;
H -высота укладки грузов на хранение, м;
254 - количество рабочих дней в году.
Величины Q и З определяются на основе прогнозных расчетов. Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.
, (5)
где:
Гмах - грузооборот максимальный;
Гср - грузооборот средний.
Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:
(6)
где:
Vпол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;
Sоб - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2;
H - высота укладки груза, м.
Технологический смысл коэффициента заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом. Для того чтобы осуществлять укладку и выемку груза из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.
Площадь проходов и проездов (Sвсп).Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.
Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм).Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:
(7)
(8)
где:
A2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, % (среднегодовой, или в зависимости от шкалы измерения);
A3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, % (в зависимости от шкалы измерения);
q - вес 1 м2 укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м3 (средняя);
tпр - число дней нахождения товара на участке приемки;
tкм - число дней нахождения товара на участке комплектования;
Ср - примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.
Площадь рабочих мест (Sрм).Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м2, оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения. Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.
Площадь приемочной экспедиции (Sпэ).Площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:
(9)
где:
tпэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;
qэ - вес 1 м3, т/м2.
Площадь отправочной экспедиции (Sоэ).Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:
(10)
где:
tоэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправочной экспедиции.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:
- снабжение запасами и контроль за поставками;
- разгрузку и приемку грузов;
- внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
- складирование и хранение грузов;
- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
- транспортировку и экспедицию заказов;
- информационное обслуживание склада;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг) и т.д.
Условно весь процесс можно разделить на три части: операции, направленные на координацию службы закупки; операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; операции, направленные на координацию службы продаж.
Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают: разгрузку транспортных средств; контроль документального и физического соответствия заказов поставки; документальное оформление прибывшего груза через информационную систему; формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка.Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
Складирование и хранение.Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования.
Процесс складирования и хранения включает: закладку груза на хранение; хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий; контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка.Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают: получение заказа клиента (отборочный лист); отбор и комплектацию товара каждого наименования по заказу клиента; подготовку товара к отправке (укладывание в
тару); документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; отгрузку грузов в транспортное средство.
Транспортировка и экспедиция заказов.Эта операция может осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителейиграют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотными, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.
Информационное обслуживание склада.Онопредполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает: обработку входящей документации; предложения по заказам поставщиков; оформление заказов поставщиков; управление приемом и отправкой; контролирование наличности на складе; оформление документации отправки; диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; обработку счетов клиентов; обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем; различную статистическую информацию.