Вопрос 2. Логистический процесс на складе

Рис. 4. Последовательность выбора рациональной системы складирования

Рис. 3. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада

 

Зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота Z определяется по следующей формуле:

 

(1)

где: a - (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада;

365 - число дней хранения на наемном складе за год;

Sн - потребная площадь наемного склада, м2, расчет которой выполняется по формуле (оплачиваемая площадь):

, (2)

где: З - размер запаса в днях оборота, дней;

T - годовой грузооборот, т/год;

Д - число рабочих дней в году;

q - нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2.

2. Количество складов и размещение складской сети.Малые и средние предприятия, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных фирм характерны два варианта размещения складской сети: централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное (рассредоточение складов в различных регионах сбыта).

Территориальное распределение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размером региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и потребителей, особенностями коммуникационных сетей.

3. Размер и место расположения складов.Существует несколько методов выбора местоположения склада: коммерческая (торгово-промышленная) зона; внешняя зона, куда имеет доступ только автотранспорт; центральная зона (внутригородские районы).

Главными факторами при выборе местоположения являются доступность услуг и издержки. Важнейший фактор - величина затрат на пополнение запасов. Не обязательно размещать склад в основной промышленной зоне. Во многих городах склады расположены в окружении промышленных предприятий и в районах концентрации тяжелой и легкой промышленности.

Помимо затрат на пополнение запасов следует оценить также строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных подъездных путей и т. д.

Выбор системы складирования.Последовательность выбора рациональной системы складирования представлена на рис. 4.

 

Этап 1 Определяется место склада в логистической цепи и его функции
 
Этап 2 Определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая)
   
Этап 3 Определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования
   
Этап 4 Отбираются элементы каждой складской подсистемы
   
Этап 5 Создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем
 
Этап 6 Осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных
   
Этап 7 Проводится технико - экономическая оценка каждого конкурентоспособного варианта и осуществляется альтернативный выбор рационального варианта
     

 

Эта задача актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой проблемой руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его дальнейшей эксплуатации.

Принципиальная схема склада приведена на рис. 5.


Рис. 5. Принципиальная схема склада торгового предприятия

 

К основным операциям, выполняемым на выделенных участках склада, относят:

- участок разгрузки (железнодорожная рампа): механизированная разгрузка транспортных средств; ручная разгрузка транспортных средств;

- приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада): приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки;

- участок приемки (размещается в основном помещении склада): приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции;

- участок хранения (главная часть основного помещения склада): размещение груза на хранение; отборка груза из мест хранения;

- участок комплектования (размещается в основном помещении склада): формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров;

- отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом): кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю;

- участок погрузки (автомобильная рампа): погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Формула определения общей площади склада имеет следующий вид:

 

(3)

 

где:

Sгр - грузовая (полезная) площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами;

Sвсп - вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;

Sпр - площадь участка приемки;

Sкм - площадь участка комплектования;

Sрм - площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;

Sпэ - площадь приемочной экспедиции;

Sоэ - площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

(4)

где:

Q - прогноз годового товарооборота, руб./год;

З - прогноз величины товарных запасов (средний запас), дней оборота;

Кн - коэффициент неравномерности загрузки склада;

Киго - коэффициент использования грузового объема склада;

Cv - средняя стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м3;

H -высота укладки грузов на хранение, м;

254 - количество рабочих дней в году.

Величины Q и З определяются на основе прогнозных расчетов. Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.

, (5)

где:

Гмах - грузооборот максимальный;

Гср - грузооборот средний.

Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

(6)

где:

Vпол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;

Sоб - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2;

H - высота укладки груза, м.

Технологический смысл коэффициента заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом. Для того чтобы осуществлять укладку и выемку груза из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Площадь проходов и проездов (Sвсп).Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.

Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм).Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

(7)

 

(8)

где:

A2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, % (среднегодовой, или в зависимости от шкалы измерения);

A3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, % (в зависимости от шкалы измерения);

q - вес 1 м2 укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м3 (средняя);

tпр - число дней нахождения товара на участке приемки;

tкм - число дней нахождения товара на участке комплектования;

Ср - примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Площадь рабочих мест (Sрм).Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м2, оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения. Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Площадь приемочной экспедиции (Sпэ).Площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

 

(9)

где:

tпэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;

qэ - вес 1 м3, т/м2.

Площадь отправочной экспедиции (Sоэ).Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:

(10)

где:

tоэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправочной экспедиции.

 

 

Логистический процесс на складе весьма сло­жен, поскольку требует полной согласованно­сти функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Прак­тически логистика на складе охватывает все основ­ные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

- снабжение запасами и контроль за поставками;

- разгрузку и приемку грузов;

- внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

- складирование и хранение грузов;

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;

- транспортировку и экспедицию заказов;

- информационное обслуживание склада;

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг) и т.д.

Условно весь процесс можно разделить на три части: операции, направленные на координацию служ­бы закупки; операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; операции, направленные на координацию служ­бы продаж.

Координация службы закупки осуществ­ляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Ос­новная задача снабжения запасами состоит в обес­печении склада товаром (или материалом) в соот­ветствии с возможностями его переработки на дан­ный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согла­сованности со службой продаж и имеющейся мощ­ностью склада.

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмич­ность переработки грузопотоков, максимальное ис­пользование имеющегося объема склада и необхо­димые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необ­ходимо ориентироваться на условия поставки за­ключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ­ных складах осуществляется на разгрузочных авто­мобильных или железнодорожных рампах и кон­тейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффектив­но проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем со­кращаются простои транспортных средств, а сле­довательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают: разгрузку транспортных средств; контроль документального и физического соответствия заказов поставки; документальное оформление прибывшего груза через информационную систему; формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка.Внутрискладская транспортировка пред­полагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону при­емки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и меха­низмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протя­женности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избе­жать повторного возвращения в любую из склад­ских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Складирование и хранение.Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основ­ной принцип рационального складирования - эф­фективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования.

Процесс складирования и хранения вклю­чает: закладку груза на хранение; хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий; контроль за наличностью запасов на складе, осу­ществляемый через информационную систему.

Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка.Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Процесс комплектации сводится к подго­товке товара в соответствии с заказами потребите­лей. Комплектация и отгрузка заказов вклю­чают: получение заказа клиента (отборочный лист); отбор и комплектацию товара каждого наименования по заказу клиента; подготовку товара к отправке (укладывание в
тару); документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; отгрузку грузов в транспортное средство.

Транспортировка и экспедиция заказов.Эта операция может осуществляться как складом, так и самим за­казчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется пар­тиями, равными вместимости транспортного сред­ства, и при этом запасы потребителя не увеличива­ются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации гру­зов и оптимальным маршрутам доставки достига­ется значительное сокращение транспортных рас­ходов и появляется реальная возможность осуще­ствлять поставки мелкими и более частыми парти­ями, что приводит к сокращению ненужных стра­ховых запасов у потребителя.

Сбор и доставка порожних товароносителейиграют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-обо­рудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотными, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количест­во и четко выполняется график обмена ими с по­требителями.

Информационное обслуживание склада.Онопредполагает управление информационными по­токами и является связующим стержнем функцио­нирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информа­ционными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизиро­ванной системы управления материальными и ин­формационными потоками (на автоматизирован­ных складах). Информационное обслуживание охваты­вает: обработку входящей документации; предложения по заказам поставщиков; оформление заказов поставщиков; управление приемом и отправкой; контролирование наличности на складе; оформление документации отправки; диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; обработку счетов клиентов; обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем; различную статистическую информацию.