Вопрос 3. Эволюция логистических концепций

Анализ теории и практики логистического управления организациями позволяет выделить четыре последова­тельных стадии развития логистики.

Для первой стадии развития логистики область действий охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляе­мой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на еже­дневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продук­ции. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспорти­ровку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня раз­вития, характерно управление потоком производимых предприяти­ями товаров от последнего пункта производственной линии до ко­нечного потребителя. Контроль системы логистики распространяет­ся на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка за­казов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистичес­кие операции от закупки сырья до обслуживания конечного потре­бителя продукции. К дополнительным функциям таких систем от­носятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управ­ление запасами сырья или незавершенного производства, проекти­рование систем логистики. Единственная сфера, которая не кон­тролируется менеджером по логистике, - это повседневное управ­ление предприятием.

Область действий логистических функций четвертого уровня в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии, но с одним исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логис­тики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей раз­личных подразделений компании. Управление системой осуществ­ляется на основе долговременного планирова­ния.

В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие ло­гистики характеризуется передачей функций контроля над распределе­нием готовой продукции от производственных фирм к специализирован­ным фирмам, т. е. внешним агентам. Это проявилась снача­ла в Западной Европе и Японии и позже в США. Включение в систему логистики специализированных фирм обус­ловлено, во-первых, тем, что они располагают опытом работы, который отсутствует в производственной фирме; во-вторых, стремлением последней сократить свои расходы и сконцентрироваться на основных функциях.

В процессе эволюции логистики возникли и получили развитие такие логистические концепции[1], как:

RP – планирование потребностей / ресурсов. Цели планирования потребностей и ресурсов заключаются в сокращении запасов, поддержание высокого уровня сервиса, координация графика доставки и деятельности по производству и закупке. Эти цели достижимы одновременно, что является преимуществом данной концепции.

Базовыми микрологистическими системами данной концепции являются:

- в производстве и снабжении: MRPI/MRPII – планирование потребности в материалах/производственное планирование потребности в ресурсах;

- в системе дистрибуции: DRPI / DRPII – планирование распределения продукции / ресурсов.

JIT – точно в срок. Эта концепция предполагает, что потоки материальных ресурсов тщательно согласованы с потребностями в них, задаваемыми производственным расписанием выпуска готовой продукции.

LP – «плоское производство». Эта концепция является развитием концепции точно в срок. Она включает такие элементы как KANBAN и планирования потребностей / ресурсов.

В последнее время появились и успешно используются следующие концепции:

DDT – логистика, ориентированная на спрос. Эта концепция разрабатывается как модификация концепции RP с целью улучшения реакции на изменение потребительского спроса. Наиболее известными являются четыре варианта концепции: «точки заказа (перезаказа)»; «быстрого реагирования»; «непрерывного пополнения запасов»; «автоматического пополнения запасов».

SCM – управление цепью поставок. С позиции отечественных ученых – это логистическая координация, т.е. упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения.

Наряду с этим выделяют: Time-based-logistics – логистика в реальном масштабе времени; Value added logistics – логистика добавленной стоимости; Virtual logistics – виртуальная логистика; E – logistics – электронная логистика.