Вопрос 3. Эволюция логистических концепций
Анализ теории и практики логистического управления организациями позволяет выделить четыре последовательных стадии развития логистики.
Для первой стадии развития логистики область действий охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики.
Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, - это повседневное управление предприятием.
Область действий логистических функций четвертого уровня в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии, но с одним исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного планирования.
В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, т. е. внешним агентам. Это проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено, во-первых, тем, что они располагают опытом работы, который отсутствует в производственной фирме; во-вторых, стремлением последней сократить свои расходы и сконцентрироваться на основных функциях.
В процессе эволюции логистики возникли и получили развитие такие логистические концепции[1], как:
RP – планирование потребностей / ресурсов. Цели планирования потребностей и ресурсов заключаются в сокращении запасов, поддержание высокого уровня сервиса, координация графика доставки и деятельности по производству и закупке. Эти цели достижимы одновременно, что является преимуществом данной концепции.
Базовыми микрологистическими системами данной концепции являются:
- в производстве и снабжении: MRPI/MRPII – планирование потребности в материалах/производственное планирование потребности в ресурсах;
- в системе дистрибуции: DRPI / DRPII – планирование распределения продукции / ресурсов.
JIT – точно в срок. Эта концепция предполагает, что потоки материальных ресурсов тщательно согласованы с потребностями в них, задаваемыми производственным расписанием выпуска готовой продукции.
LP – «плоское производство». Эта концепция является развитием концепции точно в срок. Она включает такие элементы как KANBAN и планирования потребностей / ресурсов.
В последнее время появились и успешно используются следующие концепции:
DDT – логистика, ориентированная на спрос. Эта концепция разрабатывается как модификация концепции RP с целью улучшения реакции на изменение потребительского спроса. Наиболее известными являются четыре варианта концепции: «точки заказа (перезаказа)»; «быстрого реагирования»; «непрерывного пополнения запасов»; «автоматического пополнения запасов».
SCM – управление цепью поставок. С позиции отечественных ученых – это логистическая координация, т.е. упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения.
Наряду с этим выделяют: Time-based-logistics – логистика в реальном масштабе времени; Value added logistics – логистика добавленной стоимости; Virtual logistics – виртуальная логистика; E – logistics – электронная логистика.