Законодательная власть
Разделение властей
Теория разделения властей — результат многовекового развития государственности, поиска действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Джоном Локком, в классическом виде разработана Шарлем Луи Монтескье, Иммануилом Кантом, Бенжаменом Констаном, Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.
Основные положения этой теории: разделение властей закрепляется конституцией. Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи обладают неприкосновенностью и пожизненными гарантиями. Судебная власть может объявить законнедействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения властей в государстве призвана установить гарантии невозможности узурпации власти любым должностным лицом или органом государства. Первоначально она была направлена на ограничение власти монарха, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры. Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признают существование учредительной, избирательной, муниципальной, контрольно-надзорной властей, а также самостоятельного института власти главы государства.
4.Институт государства: понятие и виды
Понятие «институт государства» употребляется в двух значениях. В широком смысле институт государства — это один из социальных институтов, связанный с выделением публичной власти из общества. В узком смысле слова институт государства — это относительно обособленная и самостоятельная часть государственной организации, имеющая определенные функции.
Различают организационные и функциональные институты государства. К числу организационных институтов государства относятся институт президента, институт парламента, институт правительства, институт местных органов исполнительной власти. Среди функциональных институтов выделяют институт выборов и референдума, институт административного контроля, институт конституционного контроля.
Важное значение имеет классификация институтов государства по принципу разделения властей, поскольку она сочетает и организационный, и функциональный моменты. В этом плане выделяют: институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт судебной власти; институт контрольной власти.
Институты государства изменяются в ходе исторического развития. Некоторые институты исчезают (институт абсолютной монархии), другие возникают (институт контрольно-надзорной власти).
Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право принимать законы.
В современном государстве законодательная власть носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть, это подчеркивает первичность и верховенство представительных органов в механизме государственной власти. Функции законодательной власти: законодательная, представительская, учредительная, контрольная.
В Республике Казахстан высшим представительным и законодательным органом является Парламент -собрание представителей народа — депутатов, которые принимают законодательные акты. Свои полномочия он осуществляет на основе Конституции и Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года с изменениями и дополнениями. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъектов федерации), которые, как правило, обладают одинаковыми полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями. В Республике Казахстан парламент состоит из двух палат: Сенат и Мажилис. Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). В палатах Парламента депутаты работают в комиссиях и комитетах, которые бывают смешанные, специальные, постоянные и временные.