Отличия государственного кредита от банковского
ТЕМА 6. Государственный кредит
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.
Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.
Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.
Государственный кредит | Банковский кредит |
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита | Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получателем являются органы власти и управления | Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом |
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера | Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. |
Госкредит , как правило, не предусматривает экономических санкций к государству | Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции |
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются | Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают |
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении | Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении |
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:
1. Программа государственных внешних заимствований;
2. Программа государственных внутренних заимствований.
Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:
-Департамент управления государственным внутренним долгом;
-Департамент управления государственным внешним долгом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.
Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.
Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.
Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Существуют следующие формы долговых обязательств:
- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;
- выпуск ценных бумаг от имени РФ;
- договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
- договора о предоставлении государственных гарантий РФ;
- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:
1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.
2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Классификация займов по форме юридического оформления | |
Облигационные (эмиссия ценных бумаг) | - Казначейские обязательства - Облигации. |
Безоблигационные | Различные договора, соглашения и пр. |
В отличии от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Доход по казначейским обязательства выплачивается только в виде процентов. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
По срокам погашения бессрочных займов условия и сроки погашения в момент выпуска займа, как правило, не определены, оговариваются лишь процент по займу и нередко защита от обесценения.
Эффективность государственных займов, или эффективность государственных кредитных операций, выражается через отношение суммы превышения поступлений над расходами по осуществлению государственного займа к сумме расходов, выраженных в процентах.
Э= (П-Р)/Р х100%.
Где:
П – поступления от государственного займа;
Р – расходы по обслуживанию государственного займа.
Основную долю расходов при проведении государственного займа составляют выплаты процентов и выигрышей по займу. К расходам относятся также затраты на изготовление и реализацию ценных бумаг, обслуживающих заем, на проведение тиражей выигрышей, тиражей погашения, если это предусмотрено условиями займа.