Отличия государственного кредита от банковского

ТЕМА 6. Государственный кредит

 

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

Государственный кредит Банковский кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит , как правило, не предусматривает экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

1. Программа государственных внешних заимствований;

2. Программа государственных внутренних заимствований.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

 

 

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

- выпуск ценных бумаг от имени РФ;

- договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

- договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.

2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

 

Классификация займов по форме юридического оформления
Облигационные (эмиссия ценных бумаг) - Казначейские обязательства - Облигации.
Безоблигационные Различные договора, соглашения и пр.

 

 

В отличии от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Доход по казначейским обязательства выплачивается только в виде процентов. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

По срокам погашения бессрочных займов условия и сроки погашения в момент выпуска займа, как правило, не определены, оговариваются лишь процент по займу и нередко защита от обесценения.

Эффективность государственных займов, или эффективность государственных кредитных операций, выражается через отношение суммы превышения поступлений над расходами по осуществлению государственного займа к сумме расходов, выраженных в процентах.

Э= (П-Р)/Р х100%.

Где:

П – поступления от государственного займа;

Р – расходы по обслуживанию государственного займа.

Основную долю расходов при проведении государственного займа составляют выплаты процентов и выигрышей по займу. К расходам относятся также затраты на изготовление и реализацию ценных бумаг, обслуживающих заем, на проведение тиражей выигрышей, тиражей погашения, если это предусмотрено условиями займа.