Английский реализм.
Гюстав Флобер. Мировоззрение.
Особенности мировоззрения Бальзака.
Особенности творчества Стендаля.
Реализм Стендаля. Мировоззрение.
а)материалист и атеист;
б)собственное, личное, эгоистическое счастье, но в это счастье входит как составная часть уважение к себе;
в)настоящая любовь – бурная страсть, связанная с риском, опасностью.
а)аналитичность, правдивость, точность;
б)1-ый психологический реалистический роман;
в)стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова – точность, краткость, простота и т.д.
Самый высокооплачиваемый писатель нескольких столетий (его творчество очень ценили). Любил женщин старше себя. Стремился выбиться в высшее сословие. Жил в недостатке, но любил роскошь. Любил пить кофе (15 чашек в день --> сердце не выдержало). Он был католиком, проповедовал в своих произведениях религию, христианскую мораль: смирение, альтруизм, доброту, совесть, супружескую верность, крепкую семью. Основной причиной наблюдаемого им упадка нравов писатель считал атеизм, упадок религиозной веры (при этом надо ещё дописать, что он, несмотря на свои взгляды и убеждения, вёл довольно разгульный образ жизни…).
34) «Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.
Бальзак поставил перед собой грандиозную задачу: отразить как в зеркале всё современное французское общество. Он стремился описать все социальные слои, профессии, характеры и типы социального французского общества. Каждому социальному явлению должно быть посвящено хотя бы одно произведение.
1844 г. – составил подробнейший план «Человеческой комедии» (всего 144, но написал 98).
а)пессимизм;
б)за слишком сильные желания, можно заплатить жизнью;
в)нужно попытаться отказаться от страстей, от жизненной активности, уйти от грубой реальности в мудрое, спокойное созерцание; лучше всего уйти из реальности в мир искусства и красоты;
г)искусство, литература превосходит реальность прежде всего красотой и совершенством формы, стиля;
д)автор не вправе навязывать читателю свои взгляды на жизнь, не должен его ничему учить, а только правдиво всё изображать; жизнь таковой, какая она есть.
36) Г. Флобер. Особенности творчества(в лекциях не было).
а) Исторически данный период совпадает с «викторианской эпохой» (1837–1901, подготовка – еще в 1820-е гг.), хотя расцвет викторианства все же относится ко второй половине века. Идеолог – Мэтью Арнольд. Викторианство выражает интересы, мироощущение «среднего класса».
б) Два полюса литературы викторианской эпохи:
- осмысление идеи стабильности, устойчивости, традиционности и прогрессивности развития Англии;
-критика образовательной системы, викторианской морали, идей эгоизма, снобизма, расчетливости, буржуазного утилитаризма.
в)Позитивизм (Милль, Бентам, Карлейль, Мальтус, позднее – Спенсер). Лейтмотив английской идеологической системы – регулирование отношений человека с системой. Отсюда и огромный интерес к этике и социологии.
г) В литературе Англии сталкиваются влияния просветительской (критицизм, сатирическое начало, нравоописание и дидактизм) и романтической (принципы обрисовки характеров, контрасты, утверждение идеала) традиций.
д) Огромную роль в общественно-литературной жизни играют журналистика и публицистика (Ли Хант, Карлейль, Диккенс, Теккерей).
+ полемика, которая содержится часто и в самих художественных произведениях. Литературная критика (Теккерей; Дж. Рескин)
е) Особую литературу (поэзию) породило движение «голодных сороковых» чартизм (Э. Баррет-Браунинг, Т. Гуд).