Основные особенности творчества Гофмана (3).
В развитии немецкого романтизма выделяют несколько ЭТАПОВ (3). Школа. Представители.
Назовите особенности немецкого романтизма (5).
Художественные особенности прозы Гюго.
2 принципа: гротеск и контраст;
Художественные особенности:
¨ эффектность;
¨ неубедительность;
¨ манерность, нарочитая красивость;
¨ многословие.
а)Этот метод сложился именно в Германии, поэтому в некоторых других странах его считали чисто немецким явлением;
б) В Германии оформилась романтическая философия (на базе немецкого идеализма Канта, Фихте, Шеллинга) и эстетика романтизма;
в) Приоритетное место в немецком романтизме занимает поэзия;
г) Немецкий романтизм носил особый характер – философский, универсальный, поэтический;
д) Острое разделение мира действительного и мира фантазии, идеального, их противопоставление. Роль сатиры и фантастики.
а) Ранний романтизм – 1796–1806 гг.
Первый этап наполеоновских войн; разгром Пруссии и Австрии.
В литературе: становление романтического метода, оформление первого романтического кружка – в городе Йене, при университете. В рамках «Йенской школы» сложилась теория и философия немецкого романтизма. Лидером «йенского кружка» стал Фридрих Шлегель.
Самыми значительными авторами этого времени были:
§ Новалис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг) (роман, новелла-сказка, поэзия, теоретические работы); Людвиг Тик (драматургия, новелла, роман);
§ Гельдерлин (поэзия, роман);
§ Людвиг Тик (драматургия, новеллы, романы).
б) Зрелый романтизм – 1806–1815 гг.
Захватнические войны Наполеона в Европе и за ее пределами, национально-освободительные движения в Германии. Разгром Наполеона в России, затем при Ватерлоо.
В литературе: интерес к народному творчеству, к истории, к германской филологии. Центр нового литературного движения – университет г. Гейдельберг, где сформировался новый литературный кружок.
«Гейдельбергская школа» связана с именами: Клеменса Брентано, Ахима фон Арнима, братьев Гримм.
Самым талантливым и значительным романтиком этого периода, не принадлежавшим ни к каким школам, кружкам и объединениям, был Генрих фон Клейст.
в) Поздний романтизм – от 1815-х до 1830-х.
Период Реставрации, реакция в политической и культурной жизни.
В литературе: большее внимание к действительности, критика социальных противоречий, сатира.
Авторы: Адальберт фон Шамиссо, Вильгельм Гауф, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих Гейне.
а)Самая яркая особенность, главная прелесть его прозы – двоемирие. Многие персонажи существуют сразу в 2-ух мирах, но в разных ипостасях, видах;
б)Всех персонажей делил на 2 части: энтузиасты и филистеры.
· Энтузиасты – романтические герои, странные, наивные люди, к чему-то стремящиеся, более высокому, возвышенному, идеальному, чем материальное благополучие, они мечтатели;
· Филистеры – мещане, которые не верят в какие-либо чудеса, они не мечтатели.
в)Приём мерцания смысла, двойственности. В мире Гофмана возможно всё! Часто невозможно понять: чудесное явление приснилось герою или на самом деле было.