Принципы бухгалтерского учёта в кредитных организациях.

При ведении бухгалтерского учёта кредитные организации должнысоблюдать следующие принципы:

  1. Непрерывность деятельности организации.
  2. Постоянство правил бухгалтерского учёта.
  3. Осмотрительность.
  4. Отражение доходов и расходов по методу «начислений».
  5. Своевременное отражение операций.
  6. Раздельное отражение активов и пассивов.
  7. Преемственность входящего баланса.
  8. Приоритет экономического содержания над юридической формой.
  9. Открытость.
  10. Составление сводного баланса.
  11. Оценка активов и обязательств.
  12. Ценности и документы, отражённые по балансовым счетам на внебалансовых счетах не учитываются

2.Структура Плана счетов кредитной организации.

Планом счетов бухгалтерского учёта называется систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учёта. Кредитные организации до 2013г используют План счетов, утвержденный Положением БР № 302-П от 26. С 1 января 2013 года вступает в действие Положение Банка России № 385-П от 16.07.2012г с одноименным названием, которое отменяет предыдущий нормативный документ, но по структуре и содержанию Плана счетов существенных изменений оно не декларирует.

Структура Плана счетов:

- главы;

- разделы;

- подразделы;

- счета 1 порядка;

- счета 2 порядка;

- признак счета.

Счета синтетического учёта в Плане счетов сгруппированы в 5 глав.

Счета главы «А» «Балансовые счета» предназначены для учёта наличных и безналичных денежных средств, расчётов, привлечённых и размещённых средств, фондов, имущества, результатов деятельности.

Счета главы «Б» «Счета доверительного управления» предназначены для учёта наличных и безналичных денежных средств, расчётов по договорам доверительного управления.

Счета главы «В» «Внебалансовые счета» предназначены для учёта обеспечений, гарантий по расчётным, кредитным, лизинговым операциям, для учета просроченных платежей, средств и ценностей, бланков, находящихся на хранении у банка.

Счета главы «Г» «Производные финансовые инструменты и срочные сделки» предназначены для учёта кассовых и срочных сделок по возникающим требованиям и обязательствам купли-продажи различных финансовых активов.

Счета главы «Д» «Счета ДЕПО» предназначены для учёта операций с эмиссионными и не эмиссионными ценными бумагами, принадлежащими или переданными кредитным организациям на хранение/учёт в депозитарии.

Балансовые счета главы «А» сгруппированы в 7 разделов:

1. Капитал.

2. Денежные средства и драгоценные металлы.

3. Межбанковские операции.

4. Операции с клиентами.

5. Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

6. Средства и имущество.

7. Результаты деятельности

Внебалансовые счета главы «В» сгруппированы в 6 разделов:

1. Счета раздела в кредитных организациях не открываются.

2. Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций.

3. Ценные бумаги.

4. Расчётные операции и документы.

5. Кредитные и лизинговые операции, условные обязательства и условные требования.

6. Задолженность, вынесенная за баланс.

7. Корреспондирующие счета

В плане счетов, счета глав «А» и «В» расположены в порядке возрастания номеров.

Счета глав «Б», «Г», «Д» в разделы не группируются, расположены по порядку номеров блоками: вначале активные счета, затем пассивные счета.

Особенности построения Плана счетов кредитных организаций

1.Счета в плане счетов характеризуются как: активные, пассивные, парные счета, без признака счёта.

2. Предусмотрена возможность открытия накопительных , транзитных счетов.

3. Наличие счетов по учёту прочих привлечённых и прочих размещённых средств.

4. Ведение учёта валютных и рублёвых операций на одних балансовых счетах.

5. Наличие счетов для учёта операций с нерезидентами.

6. Группировка счетов второго порядка по депозитным, кредитным операциям и срочным сделкам по срокам исполнения.

7.Группировка счетов по операциям с ценными бумагами по видам операций, по эмитентам в соответствии со сроком погашения.

8. Группировка счетов по типам клиентов с учетом правового статуса, вида деятельности и резиденства.

9. Применение двойной записи операций на внебалансовых счетах.

В плане счетов все счета имеют следующую нумерацию:

3 знака – номер счёта первого порядка; первый знак соответствует номеру раздела в главе.

5 знаков – номер счёта второго порядка (к предыдущим трем знакам добавляются два

знака).

Пример 1.

102 «Уставный капитал кредитных организаций»-номер счета первого порядка, первая цифра 1 соответствует номеру первого раздела «Капитал» главы А «Балансовые счета».

10207 «Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества» - номер счета второго порядка.

Пример 2.

202 «Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в инвалюте» - номер счета первого порядка, первая цифра 2 соответствует номеру второго раздела «Денежные средства и драгоценные металлы» главы А «Балансовые счета».

20202 «Касса кредитных организаций»- номер счета второго порядка.

20208 «Денежные средства в банкоматах» и т.д.

3. Порядок записи операций на счетах.

На активных счетах учитывается состав средств и их размещение: основные средства, нематериальные активы, материалы, наличные деньги, средства на корреспондентских счетах, выданные кредиты, дебиторская задолженность и т.п. размещенные средства.

На пассивных счетах учитываются источники образования средств: уставный капитал, средства на счетах клиентов, на депозитах, прибыль, кредиторская задолженность, полученные межбанковские кредиты и т.п. привлеченные средства.

Учет операций на всех счетах ведется методом двойной записи, то есть одна сумма операции одновременно отражается на двух счетах – по дебету одного счета и кредиту другого. Такая взаимосвязь счетов называется корреспонденцией, а корреспонденция счетов с указанием суммы называется проводкой. Проводки бывают простые и сложные. В простых проводках корреспондируют два счета (один по дебету и один по кредиту), в сложных проводках корреспондируют более двух счетов (несколько счетов по дебету и один по кредиту и наоборот).

В активных счетах увеличение информации записывается по дебету, уменьшение - по кредиту, остаток на начало и конец отчётного периода - дебетовый.

В пассивных счетах увеличение информации записывается по кредиту, уменьшение - по дебету, остаток на начало и конец отчётного периода - кредитовый.

Остаток активных счетов на конец отчётного периода определяется следующим образом: остаток на начало отчётного периода плюс дебетовые обороты минус кредитовые обороты.

Остаток пассивных счетов на конец отчётного периода определяется следующим образом: остаток на начало отчётного периода плюс кредитовый оборот минус дебетовый оборот.

В парных счетах допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из парных счетов. В начале операционного дня операции записывают по счету, имеющему остаток (сальдо), а при отсутствии остатка - по счету, соответствующему характеру операции. Если в конце дня на счете образуется остаток, противоположный признаку счета (например, на активном счете кредитовый или на пассивном - дебетовый), то он должен быть перенесен на соответствующий парный счет.

На внебалансовых счетах для осуществления двойной записи сумм операций введены счета:

- Пассивный 99999 – счет для корреспонденции с активными внебалансовыми счетами;

- Активный 99998 - счет для корреспонденции с пассивными внебалансовыми счетами.

Не допускается корреспонденция балансовых и внебалансовых счетов!

4. Понятие о балансе и принципы его построения.

В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденными Положением БР № 302-П ( № 385-П ) все совершенные в течение рабочего дня операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации, который составляется за истекший день до 12 часов следующего дня. Баланс печатается по всем балансовым и внебалансовым счетам, определенным рабочим Планом счетов. При отсутствии остатка проставляется ноль.

В ежедневном балансе указываются следующие реквизиты:

-номера счетов первого и второго порядка;

-наименование разделов и счетов баланса;

-признак счета А (активный) или П (пассивный);

-остатки по активным счетам (в рублях и инвалюте в рублевом эквиваленте);

-остатки по пассивным счетам (в рублях и инвалюте в рублевом эквиваленте).

Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:

-составляется по счетам второго порядка;

-итоги по счетам, разделам и балансу подсчитываются отдельно по активным и пассивным счетам второго порядка;

-выводятся промежуточные итоги по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам;

-дебетовые и кредитовые остатки показываются в одну строку;

-итоговая сумма по балансу называется «БАЛАНС» (валюта баланса);

-выводится итог «Всего по внебалансовым счетам» (арифметический итог остатков, должен быть равен сумме счетов NN 99998 и 99999);

- выводится «Итого по счетам NN 99998 и 99999» (арифметический итог остатков, должен быть равен сумме всех активных и пассивных внебалансовых счетов)

-ежедневный баланс составляется в рублях и копейках;

-баланс подписываются руководителем и главным бухгалтером, исполнителем.

По счетам глав «Б», «Г», «Д» составляются отдельные балансы, информация формируется вначале по активным счетам, затем по пассивным.