Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии

Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в цивилизованных рыночных отношениях.

1. Раздел "Цели и задачи стратегической деятельности предприятия" является ориентиром к внедрению стратегических направлений, целевых установок и задач. В этом разделе отражается одно из трех стратегических направлений и соответствующих ему целевых установок. Указанный критерий выбранного стратегического направления представляется в качестве суммарной максимально возможной величины ожидаемой прибыли с учетом ее прироста за прогнозируемый период, реализуемой комплексом стратегических задач. В этом разделе величина ожидаемой прибыли обосновывается расчетами основных технико-экономических показателей, таких, как выручка от реализации продукции, или доход от продажи, издержками производства, предполагаемой величиной налоговых отчислений и выплатой дивидендов.

2. В разделе "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии" раскрывается значимость данного предприятия для экономического и социального развития страны или региона, представлены основные параметры стратегии в виде сводных финансовых показателей, характеризующих размер инвестиционных вложений в реализацию стратегических направлений с указанием внешних и внутренних источников финансирования. К числу внеш-них источников относятся инвесторы (государственные организации, банки, частные фирмы, физические лица), заинтересованные в получении дивидендов, и кредиторы.

3. В разделе "Характеристика продукции" отражаются технические показатели потребительских свойств диверсифицируемой продукции, особенности технологии ее производства, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в отрасли и на международном рынке, предполагаемый срок жизненного цикла продукции, предполагаемые направления сбыта продукции, перспектива замены данного продукта другим, а также ожидаемая рыночная цена продажи и продукции.

4. Раздел "Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта" отражает прежде всего особенности сегментов рынка, на которые ориентируются стратегические целевые установки предприятия. Анализируется место предприятия на рынке (монополия, олигополия, монопсония и др ). Рассматривается возможный состав потребителей, оценивается характер спроса (равномерный или сезонный) и платежеспособность потребителей.

5. "Производственная программа" предусматривает отражение номенклатуры и количества диверсифицируемой продукции, калькулирование себестоимости, расчетной цены продажи каждой номенклатурной позиции продукции, прогнозируемого объема продажи в стоимостном выражении (доход от продажи, или выручка от реализации).

6. Раздел "Ресурсное обеспечение стратегических целевых установок" предусматривает определение состава и стоимости основного оборудования, форм и норм амортизационных отчислений, номенклатуры и норм расхода используемых сырья и материалов с указанием предполагаемых: цен, основных и альтернативных поставщиков, а также состава, квалификации и требуемой численности работников производства и управления персоналом, форм и систем оплаты трудa. В результате определяется потребность в оборудовании, материальных и трудовых ресурсах.

7. "Финансовый план" является центральным разделом, в котором находят отражение смета затрат, или общие производственные издержки по годам реализации бизнес-плана, расчет суммы первоначальных фиксированных инвестиционных издержек (расход на покупку или аренду земли, зданий, оборудования), величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общий размер основных капитальных вложений, чистый оборотный капитал, инвестиционные издержки в целом. В данном разделе рассматриваются следующие три основных прогноза:

· прогноз чистой и нераспределенной прибыли;

· движение потоков денежных средств;

· прогнозируемый бухгалтерский баланс на начало и конец работы по годам.

Прогноз чистой и нераспределенной прибыли основывается на прогнозах дохода от продажи, величины общих производственных издержек, сведениях о налогах и дивидендах.

8. В разделе "Эффективность стратегических решений" осуществляется оценка экономической и финансовой деятельности предприятия по годам с позиции достижения стабильных финансовых результатов, увеличения прибыли предприятия, что находит отражение в различных оценочных показателях стратегических решений: безубыточности работы предприятия, простых и дисконтированных методов оценки, а также различных коэффициентов финансовой устойчивости работы предприятия. Особое место занимает оценка риска стратегических решений.

9. Раздел "Организационный план реализации стратегических целевых установок" предусматривает реализацию стратегии в части организации обеспечения функционирования производства и управления (средствами труда, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами). В плане указываются период времени выполнения задач, основные исполнители. Выполнение каждого пункта оценивается с точки зрения финансовых затрат с определением источников финансирования. Формой отражения организационного плана является сетевой график выполнения стратегических задач, позволяющий определять критический путь с целью выявления всех видов дополнительных резервов.

Первый этап преобразования информации включает в себя процедуры сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия.

Bторой этап - осуществляются процедуры обработки информации стратегического менеджмента на основе сформулированной идеи.

Третий этап является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок, исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.

Блок инвестирования стратегических целевых установок включает:

· расчет сумм внешних инвестиций по предполагаемым инвесторам, расчет суммы издержек на выпуск акций и выплату дивидендов, определение величины акционерного капитала;

· расчет суммы кредитов по предполагаемым кредиторам и величины сумм погашения кредита и ссудного процента;

· прогноз состояния внутренних резервов:

· амортизационного фонда,

· нераспределенной прибыли,

· спецрезервов.

Блок стратегической товарной политики включает в себя задачи по прогнозированию диверсификации экономической деятельности предприятия, диверсификации и развитию действующего производства. Для стратегического менеджмента имеет значение результат стратегической товарной политики, выраженный в прогнозе спроса на продукцию и определении рыночной цены продажи продукции.

На первом этапе реализуются блоки инвестирования стратегических целевых установок и стратегической товарной политики. В качестве входной информации используются внешняя информация о предполагаемых инвесторах, кредиторах, рынках сбыта, конкурентах, а также внутренняя информация о финансовых резервах. Получение входной информации опирается на использование пакетного или сетевого режимов обработки данных. Например, реализация процедуры формулирования идеи возможна на основе информации, получаемой в результате использования глобальной вычислительной сети Internet, а также базы данных, создаваемой на предприятии.

Особое место в стратегическом менеджменте занимает третий этап преобразования информации, так как он связан с реализацией механизма выживания предприятия в сложных рыночных условиях.

Блок стратегической товарной политики имеет специфику реализации в пакете Project expert версии Business plan guide. Он позволяет построить индивидуальную стратегию сбыта по каждому продукту.

В отличие от других программ он представлен не только объемами сбыта продукции в натуральном и стоимостном выражении, запасами продукции на складе и ее ценами, но и данными о доле экспортных продаж, тенденциях изменения цены на продукцию, возможностях продажи в кредит и продажи с использованием формы авансовых платежей. В программе также учитываются затраты на продвижение продукта на рынке (комиссионное вознаграждение, доля безвозвратных потерь при сбыте, премиальные административному персоналу).

Блоки прогнозирования производственной программы, прогноза потребности в ресурсах и стратегической финансовой политики не отличаются какой-либо спецификой в пакетах прикладных программ. Необходимо только отметить, что во всех пакетах имеется возможность учитывать различные формы и нормы амортизационных отчислений. Кроме того, в пакете PROPSPIN рассчитываются основные финансовые показатели, связанные с определением чистой и нераспределенной прибыли и прогнозированием потоков денежных средств (Cash - Flow).

Большие различия в пакетах прикладных программ связаны с реализацией задач блока оценки стратегической деятельности предприятия. COMFAR и Alt-Invest осуществляют экономический анализ по системе соотношения затрат и полученной прибыли. PROPSPIN уделяет внимание расчету таких показателей, как простой нормы прибыли, периоду погашения займов и определению точки безубыточности. Наибольшие возможности по анализу и оценке предоставляет пакет Project expert.

Он позволяет проанализировать структуру затрат на производство, включая сырье, материалы и комплектующие изделия, заработную плату производственных рабочих и работников управления; соответствие запасов готовой продукции на складе колебаниям рыночного спроса, а также уровень запасов сырья, материалов и комплектующих изделий в зависимости от постоянства и надежности поставок. Кроме того, анализируется влияние на величину прибыли изменения величин различных показателей: объема продажи продукции, цен продажи, прямых производственных издержек, постоянных издержек.

Project expert версии Business plan guide рассчитывает такие показатели финансового состояния, как рентабельность, ликвидность, платежеспособность, и позволяет дать интегральную оценку финансового состояния по многим критериям.

Структура построения пакетов прикладных программ также различна. Пакет COMFAR реализован в виде трех основных программных модулей: ввода данных, осуществления расчетов и выдачи результатов. Модуль ввода данных предъявляет определенные требования к составу исходных данных.

Alt-Invest имеет набор модулей, аналогичных пакету COMFAR, однако позволяет настраивать модуль входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации внешней среды. Кроме того, он организует реализацию получения выходных форм, в которых формируется текстовый поясняющий материал, иллюстрированный таблицами и графиками.

PROPSPITN состоит из двух модулей: ввода данных и генератора отчетов. Первый модуль позволяет вводить начальные величины инвестиций, данные о стоимости материалов, рабочей силы, комплектующих изделий и др. Генератор отчетов создает выходные таблицы, содержащие основные финансовые показатели и оценку стратегической деятельности предприятия. Пакет обеспечивает одновременный прием входных данных и выдачу финансовых результатов. В случае снижения эффективности стратегических решений пакет позволяет вносить изменения значений входных показателей до тех пор, пока не будут получены приемлемые величины оценочных показателей.

В пакете Project expert использованы развитый пользовательский интерфейс, включающий четыре основных модуля

· описание макроэкономического окружения

· описание предприятия, реализующего стратегические целевые задачи;

· инвестирование стратегических целевых установок;

· моделирование реализации стратегических задач предприятия,

· а также генераторы финансовых документов, анализа и получения отчетов.

Ниже представлен подробный состав четырех основных модулей пользовательского интерфейса.

В отличие от других систем пользователь Project expert получает комплекте поставки одну рабочую версию, защищенную от копирования электронным ключом, и специальную версию программы Project expert (Data setup) для подготовки данных, которая может свободно копироваться, без ограничений передаваться любым партнерам и клиентам пользователя и устанавливаться на любое количество рабочих мест. Специальная версия программы полностью информационно совместима с рабочей версией и отличается от последней тем, что на ней нельзя провести процедуру расчета. Однако данные проекта, введенные в систему Project expert (Data setup), могут быть сохранены в виде файла и перенесены на любой компьютер с рабочей версией Project expert для проведения расчетов.

Фирма Pro-Invest Consulting развивает систему Project expert в двух направлениях: для малого и среднего бизнеса, а также для крупных предприятий в виде специальной версии. Главной задачей второго варианта системы являются моделирование и оценка действий крупного предприятия, выпускающего продукцию разнообразной номенклатуры и охватывающего несколько различных сегментов рынков сбыта. Получила развитие сетевая версия пакета Project expert, которая позволяет одновременно работать с нескольких рабочих мест (3, 5, 10, 20, 100, 250) с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под организационно-экономической сущностью стратегического менеджмента?

2. Назовите основные разделы бизнес-плана и дайте характеристику их информационной взаимосвязи.

3. Перечислите основные показатели центрального раздела бизнес-плана.

4. Назовите основные блоки функциональных задач стратегического менеджмента.

5. Какой вид входной информации используется на первом этапе преобразования информации стратегического менеджмента?

6. Охарактеризуйте второй этап преобразования информации.

7. Каково назначение третьего этапа преобразования информации стратегического менеджмента?

8. Перечислите основные пакеты прикладных программ, реализующих задачи стратегического менеджмента на предприятии.

9. В чем принципиальное отличие пакета Project expert от других пакетов прикладных программ?


11. Информационные системы управления в АСОУ

11.1. Классификация ИС

Информационные системы (ИС) можно классифицировать в соответствии с типом обрабатываемой информации и уровнем сотрудников организации, которых они обслуживают. По этим признакам ИС подразделяют на шесть общих классов:

· системы обработки коммерческой информации, которые обрабатывают заказы клиентов, выписанные счета, ведомости заработанной платы и данные о прочих важных деловых операциях;

· автоматизированные офисные системы, которые предназначены для выполнения обычных конторских операций – составления отчетов, деловой переписки и т.п.;

· компьютеризированные системы проектирования и производства;

· системы поддержки принятия решений, которые обеспечивают руководителей в интерактивном режиме информацией о состоянии внутренней и внешней среды организации;

· административные информационные системы – это системы, сходные с системами поддержки принятия решений, но приспособленные для обслуживания стратегических нужд высшего руководства;

· информационные системы управления.

От руководителей ИСУ требуется понимание целей организации и полная информированность о состоянии дел. Планы развития ИСУ должны быть согласованы со стратегическими планами организации. При разработке стратегии развития ИСУ необходимо учитывать, что целью этой системы является рационализация процесса управления, в частности, принятия управленческого решения, а не процесса обработки данных.

11.2. Задачи, обеспечиваемые ИС в АСОУ

ИСУ организации должна способствовать решению следующих важнейших задач:

· подготовка необходимой информацией о внешней и внутренней среде для руководства и персонала организации;

· обеспечение внешней среды прямого воздействия (клиенты, поставщики, трудовые ресурсы, государственные органы, население, общественность) релевантной информацией об организации;

· интеграция всех систем менеджмента организации (управление производством, качеством, кадрами, маркетингом, финансами, воздействием на окружающую среду и т.д.);

· совершенствование системы управления организацией (рациональное использование ресурсов организации, контроль качества, повышение производительности персонала, сокращение уровней управления и т.д.);

· анализ текущего состояния организации, сравнение его результатов с предыдущими периодами, прогнозирование сценариев развития событий;

· подготовка всех видов отчетов;

· создание новых продуктов и услуг;

· защита и целостность данных и, в то же время, глобальный доступ к информации, требуемой для ведения бизнеса.

 

Рис. 11.1. Задачи, обеспечиваемые информационной системой управления

11.3. Граница ответственности ИСУ

ИСУ представляет собой совокупность элементов, которая фиксирует и обрабатывает огромные массивы исходных данных.

Данные – зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты, прогнозы и мнения. Данные объединяют в базы данных, т.е. наборы компьютерных файлов (папок), которые могут иметь перекрестные ссылки, позволяющие извлекать информацию.

Информация - это специальная подборка данных, относящихся к определенному решению или проблеме. Информация – это настолько важный стратегический ресурс для большинства современных организаций, что в высшем руководстве многих из них введена должность старшего менеджера (директора) по информации, в обязанности которого входят обеспечение информацией и управление информационными системами.

11.4. Задачи (параметрические условия), решаемые при проектировании ИСУ

При проектировании ИСУ необходимо задать следующие параметры:

· что должно сообщаться (содержание информации, степень ее уплотнения, точность);

· как должно сообщаться (устно, письменно, на бумажном носителе, в электронном виде, комбинировано, метод обработки и передачи информации, информационные каналы);

· кто должен сообщать (кто создает информацию, кто собирает, обрабатывает, хранит, отправляет, уничтожает информацию);

· когда должно сообщаться (в установленные сроки, по свободному графику, по запросу);

· зачем сообщается та или иная информация (какие действия ожидаются от получателя информации).

Для определения потребностей в информации, достаточной для принятия оптимальных решений, используются следующие методы:

· эмпирически-индуктивные методы (опросы, наблюдения, интервью и т.п.);

· экспертные оценки (индивидуальные и групповые);

· имитационные модели и метод сценариев.

11.5. Ресурсы управляемые ИСУ

ИСУ управляет восемью важнейшими типами ресурсов информационной технологии (ИТ):

· аппаратные средства - компьютеры и периферийные устройства (принтеры, дисководы и т.д.), а также устройства специального назначения, например, датчики и оборудование для управления технологическими процессами, которые позволяют создавать гибкие производственные системы (ГПС), системы автоматизированного проектирования (САПР) и системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС);

· программное обеспечение – прикладные и операционные системы, обеспечивающие работу компьютеров;

· сети – локальные и глобальные системы связи для передачи информации как внутри, так и за пределами организации;

· люди – персонал ИСУ (разработчики систем, операторы ЭВМ, администраторы сети) и пользователи системы (внутренние – персонал организации и внешние – клиенты, поставщики, трудовые ресурсы, государственные органы, население, общественность);

· информация – тексты, цифровая, графическая, голосовая, звуковая и видеоинформация;

· культура – ценности и традиции, в том числе этические, этнические, национальные, а также организационная культура и так называемые функциональные культуры в разработке и проектировании, бухгалтерском учете, сбыте и т. д.;

· время – в данном случае речь идет об ускорение работ и согласование их по времени, а также гармоничности протекающих в организации изменений, т.е. выборе оптимального цикла развития организации;

· риск – построение деятельности организации таким образом, чтобы риск оказался приемлемым для ее руководства.

Перечисленные ресурсы по-разному поддаются управлению. Некоторые вполне очевидны и контролируемы (например, аппаратные средства, программное обеспечение). Другие, напротив, менее ярко выражены и трудно контролируемы (время, культура, риск).

11.6. Этапы развития ИСУ организации

Становление ИСУ в организации зависит от характера управления ресурсами ИТ и проходит через три этапа.

На первом этапе организация пытается извлечь из ИСУ максимальную пользу при минимально возможных затратах. На этом этапе используются лишь аппаратные средства, программное обеспечение и сети, а ИСУ выполняет реагирующую роль, т.е. пассивно реагирует на возникающие требования.

На втором этапе ИСУ инициирует и направляет проекты, реализуемые для повышения экономической эффективности деятельности организации, т.е. играет опережающую роль. На этом этапе особое внимание уделяется сетевым, информационным и человеческим ресурсам.

На третьем этапе ИСУ играет роль своего рода делового консультанта в координации экономических требований к деятельности организации и реальных возможностей, применяемых в организации технологий, т.е. особое внимание, уделяется таким информационным технологиям как культура, время и риск, а роль ИСУ опережающая.

По мере развития техники и технологии и/или задач, стоящих перед организацией, ИСУ может проходить через эти три этапа и играть в организации периодически различные роли.

11.7. Требования к ИСУ

При выборе системы программного обеспечения для ИСУ необходимо учитывать следующие требования:

· система должна быть настолько простой, чтобы любой пользователь мог освоить ее за два-три дня, не имея знаний ни в области программирования, ни в области систем обработки данных;

· не обязательно, чтобы пользователь имел специальное экономическое образование. Знания в этой области он приобретает постепенно — в процессе использования системы и анализа результатов ее работы;

· получатели отчетов системы программного обеспечения должны понимать их сразу без дополнительных расшифровок;

· в системе должны использоваться принятые в организации названия и определения, т.е., чтобы информация на экране компьютера была изложена “на языке данной организации”;

· используемые системой программного обеспечения справочники должны быть ясными и четкими;

· система должна позволять сопоставлять фактические результаты деятельности организации с плановыми показателями и расчётными данными;

· система должна гибко реагировать на изменения требований к объему и качеству информации в связи с развитием организации;

· должна быть предусмотрена возможность совершенствования системы без нарушения ее связей и комплексности.

11.8. Результаты внедрения ИСУ

ИСУ позволяет сократить время представления информации и принятия необходимых решений при помощи следующих процедур:

· переход к ежемесячному (а не поквартальному) сопоставлению заданных и фактических показателей;

· сопоставление результатов какого-либо периода (месяца, квартала или года) с общими итогами года;

· получение ежедневной информации о состоянии дел в организации (бортовой журнал).

Для ежемесячного сопоставления заданных и фактических показателей необходимо планирование по месяцам. Ежемесячное сопоставление плановых и фактических показателей позволяет:

· в течение более короткого периода внести необходимые коррективы;

· яснее видеть влияние отдельных позитивных и негативных тенденций, возникающих в течение квартала, которые зачастую компенсируют одна другую, а ежемесячный отчёт яснее показывает влияние отдельных отклонений, и они могут быть первыми сигналами для корректирующих воздействий;

· при больших колебаниях в течение года в снабжении, производстве, складском хозяйстве или в сбыте эффективнее влиять на хозяйственные и финансовые результаты, осуществлять планирование;

· руководству организации легче изучить результаты деятельности последнего месяца и проанализировать выявленные отклонения, чем сделать это по прошествии квартала.

ИСУ позволяют дополнить сопоставление заданных и фактических показателей их сравнением в отдельные даты месяца или квартала. Эта процедура позволяет добиться улучшения качества информации, поскольку:

· сравнение данных текущего учёта и совокупного результата ясно показывает, намечается ли общая тенденция или налицо только кратковременное колебание показателей;

· упрощаются анализ причин отклонений, и поиск корректирующих мер;

· быстрее и эффективнее проявляется влияние противодействующих мер;

· исключается опасность, что положительные и отрицательные тенденции развития организации взаимно компенсируют одна другую и создаётся видимость, что “в среднем всё хорошо”.

ИСУ позволяют организовать учет результатов деятельности организации, фиксируя “нарастающим итогом” фактически полученные суммы на покрытие расходов и постоянно сравнивая их с необходимыми суммами. Это позволяет принимать ежедневные решения исходя из текущего состояния дел.

11.9. Контроллинг

Развитие ИСУ привело к появлению нового подхода к управлению организацией, который получил название “контроллинг”. Этот подход, находясь на пересечении учёта, информационного обеспечения, контроля и координации, занимает особое место в управлении организацией: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причём не подменяет собой процесс управления, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

Цели контроллинга

Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования организации. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организации в долгосрочной перспективе путём:

· адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;

· согласования оперативных и тактических планов со стратегическим планом развития организации;

· координации и интеграции оперативных и тактических планов по разным функциональным целям;

· разработки системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;

· создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;

· адаптации организационной структуры управления к изменениям в стратегии организации, повышения её гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

В настоящее время существуют специальные системы программного обеспечения для контроллинга, которые позволяют проводить анализ плановых и фактических показателей деятельности организации.

Контрольные вопросы

1. По каким признакам классифицируются информационные системы в АСОУ?

2. Перечислите задачи, обеспечиваемые информационной системой управления.

3. Назовите основные требования к информационным потокам в ИС АСОУ.

4. Какими методами определяется потребность в информации, достаточной для принятия оптимальных решений?

5. Какими ресурсами управляет ИСУ?

6. Какие три этапа развития должна пройти информационная система в АСОУ?

7. Что необходимо учитывать при выборе системы программного обеспечения для ИСУ?

8. Что дает внедрение ИС в автоматизированное управление организацией?

9. Что такое контроллинг?

10. Каковы цели контроллинга?