Электронный бизнес, CRM, ERP-II и т.д.

Интегрированное производство (Computer Integrated Manufacturing, CIM)

Одной из концепций, ставшей за последние годы весьма популярной, является полностью компьютеризированное производство (Computer Integrated Manufacturing, CIM). CIM — это дальнейшее расширение возможностей систем управления предприятием, аналогичное расширению MRP до уровня MRP II. Это действительно так, поскольку интеграция ряда функций в единое целое приводит к возникновению качественно новой функциональности.

В классической MRPи ERP системе функции планирования и управления взаимосвязаны с функциями выполнения планов, учета и управления заказами/поставщикам в производство/клиентам, функциями управления финансами. В свою очередь, CIM добавляет в этот интегрированный набор возможности автоматизированного проектирования (САПР-К/САПР-Т системы) и оперативного управления цехами и оборудованием (АСУТП системы) — функции, для которых столь тесное взаимодействие с основной бизнес системой ранее не предусматривалось.

Т.о. в CIM системе интегрируются различные программные продукты, имеющие, как правило, разную идеологию, разные операционные системы и форматы данных. Только эта задача представляется довольно трудной, хотя и разрешимой, в принципе. Однако простой интеграции разнородных программных комплексов недостаточно. Требуется организация сотрудничества и взаимодействий отделов предприятия, выполняющих совершенно разные функции и нередко конфликтующих между собой.

Развитию CIM за последние годы способствовала разработка международных стандартов, признающих лишь определенные форматы обмена данными, а также создание специальных программ-конверторов, позволяющих безболезненно обмениваться необходимой информацией. Предполагается, что в будущем CIM будет охватывать все новые и новые приложения, разработанные в соответствии с CIM-стандартами или адаптированные под них. И процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто поистине неограниченное взаимодействие любых программ, от любых производителей.

Справедливости ради необходимо отметить, что процесс внедрения CIM систем (а по существу, интеграция нескольких используемых систем на предприятии) идет на предприятиях чрезвычайно медленно, в силу указанных выше факторов, а так же из-за значительной стоимости таких решений.

В настоящее время в западной, так же как и в российской компьютерной и около компьютерной прессе то и дело вспыхивают дискуссии — какие новые концепции управления будут использоваться предприятиями в 21 веке. Среди последних, наиболее «модных» системы можно выделить следующие:

· Электронный бизнес (e-business) — возможность взаимодействия с торговыми партнерами предприятия через Интернет.

· CRM (Customer Relationship Management) — системы управления взаимодействием с клиентами.

Все эти термины, отдельно или вместе взятые звучат весьма привлекательно. Все соответствующие этим терминам программные продукты призваны, по обещаниям продающих их компаний значительно повысить конкурентоспособность компаний. При этом, многие компании, независимые консультанты и т.п., реально формирующие терминологию путем публикации статей, организации семинаров и т.п. формируют у предприятий очень опасную иллюзию, что внедрив эти супер новые системы управления, предприятие сразу же получит огромную отдачу от их использования. При этом, однако, всегда забывается (или умышленно не упоминается) то, что для повышения своей конкурентоспособности компания должна иметь надежную базу, в виде эффективной системы (методов и соответствующей компьютерной системы) управления. С помощью может быстрее обслуживать клиентов, производить с меньшими затратами, и следовательно продавать по более низким ценам по сравнению с конкурентами.

Что же нужно сделать для этого. Трудно дать простой и определенный ответ, так как его не существует. Однако, прежде чем начинать внедрение э-бизнеса или CRM системы, помните, что быстро принять заказ через Интернет и знать всю историю взаимоотношения с клиентом явно недостаточно, чтобы удержать его или завоевать нового. Прежде всего, необходимо: снизить брак, сократить сроки выполнения заказов, повысить качество, снизить себестоимость и т.п. Начните с анализа своего предприятия и сравните его с конкурентами. Такой анализ предполагает определение лучших компаний из тех, что работают в вашей отрасли, а также анализ того, почему эти компании считаются лучшими. Далее, попробуйте стать такими же, как они. Наконец, последний шаг заключается в том, чтобы превзойти остальных хотя бы по одному из параметров, после чего предприятие может по праву считаться лучшим в своей области бизнеса.

На большинстве российских предприятий (как, впрочем, и на многих западных) всегда пытаются найти некий универсальный ответ, позволяющий решить все проблемы одним махом. Почти ежегодно появляется новая концепция, новый подход, который быстро становится модным и поначалу кажется «абсолютной истиной». Позвольте вас огорчить: универсального решения, к сожалению, не существует. Все зависит только от нас самих, и единственно реальный путь — это совершенствование наших собственных подходов к управлению. Мы должны лучше понять наши продукты, наши процессы, наши ресурсы, наших людей, наш рынок. Мы должны использовать это понимание для того, чтобы принимать верные решения и делать осознанный выбор. Мы должны действовать, действовать, действовать…

В этом нам могут помочь некоторые инструменты, позволяющие управлять информацией, которые столь необходимы в свете вышесказанного. Один из таких инструментов — MRP II, хотя он и не единственный из тех, которые могут быть полезны. Философия JIT помогает нам сфокусировать внимание на тех моментах, которые могут привести к реальным позитивным сдвигам. Если вы способны работать быстро, на уровне мировых производителей системы Синхронного Планирования позволят вам «выжать» все из своего предприятия. CIM — это и концепция, и набор инструментов, которые могут помочь в наших стараниях создать сплоченную команду и скоординировать усилия ее членов. То же самое можно сказать и о CRM и о средствах электронного бизнеса. Все эти средства действительно могут оказать предприятию неоценимую помощь, но все это — не более чем инструменты, и компании ни в коем случае не могут позволить себе смотреть на них как-то иначе.

В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что из себя представляют описанные выше концепции и методы управления.

MRP — алгоритм расчета необходимых для реализации производственного плана материалов и компонентов.

MRP-II — алгоритм расчета необходимых для реализации производственного плана ресурсов (материалы/компоненты, производственные мощности и людские ресурсы, финансовые ресурсы, и т.п.). Концепция управления. Так же — класс компьютерных систем управления предприятием, охватывающих все основные области деятельности предприятия: планирование, производство, закупки, продажи, финансы.

ТВВ — концепция управления предприятием основанная на очень простой истине: постоянно анализируйте все процессы предприятия, и если какие-либо из них не повышают потребительской стоимости товаров повышая при этом их себестоимость — попробуйте убрать их.

ТО — теория ограничений. Концепция управления предприятием, направленная на управление главным образом «узкими местами».

ERP — компьютерная система управления предприятием, построенная на базе алгоритмов управления MRP-II, так же позволяющая реализовать концепции JIT и TOC. В настоящее время современные ERP системы включают в себя так же модули Синхронного планирования, CRM, и решения для э-бизнеса.

Описанным выше методам пророчат смерть уже не менее, как 10 или более лет. Тем не менее, концепции MRP-II, ТВВ, TO продолжают использоваться, и, более того, ничего принципиально нового (если не считать рекламной шумихи) на сегодняшний день пока не придумано.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные функции формата управления MRP.

2. Чем отличается концепция MRP от MRP-II?

3. Каковы особенности системы управления предприятием ЕRP?

4. Что представляет собой концепция управления Точно-Во-Время?

5. Назовите основные принципы теории ограничений.

6. Где применяется система управления CRM (Customer Relationship Management)?

7. Что представляет собой интегрированное производство CIM (Computer Integrated Manufacturing)?