Презентация и ее структура. Слайд. Объекты слайдов, разметка слайдов, заметки к слайдам. Система создания презентаций PowerPoint. Функциональные возможности.

Понятие презентации уже прочно укоренилось в нашем сознании не только в филологическом, но и в функциональном смысле. В любой области деятельности человека начинание нового предполагает представление новинки кругу потенциальных или реальных заинтересованных лиц. Поэтому презентация сопровождает большинство предложений как в производстве или коммерческой деятельности, так и в рекламе или представлении идей, людей, изделий, материалов, услуг. Презентация призвана не только для распространения каких-либо достижений, но и для более эффективного и выразительного общения с аудиторией.

Английский корень слова «презентация» – present – означает «представлять, преподносить». Таким образом, пакеты презентационной графики предназначены для представления, демонстрации чего-либо с широкими возможностями сделать это ярко, красочно, интересно, убедительно. В связи с этим можно дать следующее определение презентации как продукта средств презентационной графики:

Презентация – это электронный документ комплексного мультимедийного содержания с возможностями управления воспроизведением.

Средства разработки динамических презентаций развиваются по двум направлениям:

· для непрофессиональных пользователей: PowerPoint фирмы Microsoft, Freelance Graphics фирмы Lotus, Harvard Graphics фирмы Software Publishing;

· для профессионалов с более развитыми возможностями: Visual Reality for Windows фирмы Visual Software, Action и Macromedia Director фирмы Macromedia, Astound фирмы Gold Disk.

Для подготовки и проведения презентаций в настоящее время широко используется приложение презентационной графики PowerPoint, входящий в комплект поставки пакета Microsoft Office

Т.к. данное учебно-методическое пособие предназначено для начального обучения в области информатики, коснемся функциональных возможностей презентационных пакетов, ориентированных на непрофессионального пользователя:

· предложение готовых образцов презентаций;

· стандартные для текстовых редакторов средства работы с текстом, возможности художественной обработки текста WordArt;

· средства для создания объектов различного типа (текст, таблицы, графики, организационные диаграммы и прочие);

· широкий спектр фонового оформления как отдельных слайдов, так и всей презентации;

· встроенная поддержка мультимедиа-возможностей;

· поддержка OLE-технологий, импорт видео- и звуковых файлов;

· анимационные возможности;

· средства деловой графики, инструментарий создания графических изображений;

· управление воспроизведением презентации; и др.

В дальнейшем читателю предлагается изучить эти возможности на примере пакета презентационной графики PowerPoint 2000.

В среде PowerPoint презентация – совокупность слайдов по определенной тематике, выполненных в едином стиле, и хранящихся в едином файле.

Файлы презентации PowerPoint имеют расширение .ppt.

Термин слайд используется для обозначения страницы видеоматериалов (кадра), которая представляет собой сложную структуру, в виде совокупности объектов.

К объектам слайда относятся: фон – является обязательным и может быть единственным объектом на слайде; основной текст (как элемент разметки слайда) – отображается в структуре презентации; дополнительный текст (не отображается в структуре презентации) – вводится через кнопку [Надпись] панели инструментов Рисование; таблицы; графические изображения; диаграммы (графики); колонтитулы; гиперссылки; видеоклипы; пиктограммы; звук.

Кроме слайдов презентация включает структуру презентации и заметки.

Структура презентацииэто документ, содержащий только заголовки слайдов и основной текст без графических изображений и специального оформления.

Заметкидополнительная информация, которая позволяет, не загромождая излишней информацией сам слайд, представить нужные примечания для заинтересованных лиц в распечатанном варианте презентации в виде уменьшенного изображение копий слайдов с полем для заметок.

Каждый слайд в презентации нумеруется, причем нумерация поддерживается при перемещении, удалении или добавлении слайдов. Аналогично нумеруются и все объекты слайда, которым задается очередность их представления при воспроизведении презентации.

Для создания презентации предлагается три способа:

· при помощи Мастера автосодержания;

· на основе предлагаемых шаблонов;

· с использованием пустой презентации (разработка в режиме Конструктора), т.е. создание презентации «с нуля».

Использование Мастера автосодержания – это способ, для которого характерен режим диалога. Пользователю предлагается набор слайдов, и он делает выбор по указанной теме. Не стоит начитать изучение работы приложения PowerPoint с этого способа, так как он требует значительных доработок и редакции предлагаемой презентации, что, в свою очередь, возможно уже при наличии определенных знаний. Поэтому начинающему пользователю лучше освоить способ создания презентации «с нуля».

Создание презентации на основешаблоновпредполагает два типа шаблонов: шаблоны презентаций; шаблоны оформления.

Шаблоны презентаций содержат для каждой тематики стандарты. Пользователь может принять предлагаемый текст, либо заменить его авторским. Шаблоны презентаций похожи на стандартные шаблоны в Word: "Технический отчет", "Доклад о ходе работ", "Продаем продукцию и услуги" и другие.

Шаблоны оформления разработаны дизайнерами. Они содержат определенную цветовую гамму текста и других объектов слайдов, фон, стилистику, разнообразные графические элементы, параметры шрифтов, некоторые специальные эффекты. Пользователю необходимо самостоятельно выбрать подходящий для содержания своей презентации шаблон.

Использование пустой презентации предполагает отказ от помощи Мастера и шаблона презентации – это творческий процесс, включающий в себя:

- разработку цели и содержания презентации (сценария);

- размещение объектов на слайде (текста, графики, диаграмм и др.);

- определение цветовой гаммы всех объектов слайда;

- установку звуковых и анимационных эффектов;

- установку режимов демонстрации презентации (воспроизведения).

Презентация состоит частей:

· вступление (10 % объема) – должно ввести аудиторию в курс тематики презентации;

· основная часть (80 %) – это носитель информации, которая должна быть представлена в удобном для визуального и звукового восприятия виде;

· заключение (10 %) – выводы по представленной информации, реко­мендации по ее использованию, благодарность слушателям.

 

47. Составной электронный документ. Технологии обмена данными в Windows: использование технологии drag-and-drop, буфера, DDE, OLE. Особенности реализации, преимущества и недостатки.

С первых дней существования компьютеров обозначились трудности, связанные с переносом данных между различными машинами. Непереносимость данных, вызванная разницей в платформах, сейчас практически преодолена за счет внедрения общих стандартов представления данных и наличия программ-перекодировщиков. До сих пор сохраняется проблема непереносимости данных внутри одного компьютера, между разными программами, создающими разные или даже одинаковые виды документов, но в различных форматах внутреннего представления.

Операционная система Windows изначально ориентирована на высокую степень интеграции ее компонентов, важнейшим элементом которой является возможность эффективного обмена данными между различными приложениями. Для этих целей реализовано несколько технологий, которые мы рассмотрим.

Буфер промежуточного хранения Clipboard

Уже в первых версиях Windows был реализован встроенный буфер промежуточного хранения данных Clipboard (буфер обмена), который постоянно активен и доступен всем Windows-приложениям. Обмен данными через буфер обмена осуществляется следующим образом.

1. Выделить в приложении-источнике фрагмент данных.

2. Скопировать (перенести) выделенный фрагмент в буфер обмена командой Правка►КопироватьилиПравка►Вырезать.

3. Перейти к приложению-приемнику, поместить курсор в то место, куда требуется вставить данные из буфера, и выполнить команду Правка►Вставить.

Аналогичный порядок действий обеспечивает обмен данными и в рамках одного приложения, поэтому отпадает необходимость включать в приложения внутренние средства копирования и перемещения объектов.

За счет использования обмена данными через буфер возможно включение в один документ объектов, созданных различными приложениями, – создание, так называемых, составных документов. Для всех Windows-приложений установлен ряд стандартных форматов представления данных, и при операциях с буфером обмена преобразования данных для этих форматов выполняются автоматически и совершенно незаметно для пользователя.

Для непосредственного просмотра данных в буфере обмена, изменения формата представления данных в нем, записи содержимого буфера в файл и его очистки используется утилита Clipboard Viewer (Clipbrd), которая является компонентой операционной системы и устанавливается при ее инсталляции.

Недостатками обмена с использованием буфера являются:

· некоторое ограничение объема передаваемой через буфер информации;

· данные, вставленные в документ-приемник через буфер обмена, не обновляются при их изменении в документе-источнике.

Технология DDE

Для обмена данными между приложениями может использоваться технология DDE (Dynamic Data Exchange – динамический обмен данными). Суть технологии состоит в том, что вставляемый через буфер обмена объект сохраняет свою связь с оригиналом и при внесении в него изменений может автоматически обновляться. При этом 1) с одним оригиналом можно связать любое число документов; 2) возможно связывание по цепочке, когда источником является не оригинал, а ранее связанный объект; 3) установленная связь сохраняется и после закрытия приложений, т.е. внесенные в оригинал изменения автоматически вносятся во все документы, связанные с ним.

Для использования технологии DDE следует обычным путем скопировать объект из документа приложения-сервера в буфер обмена, перейти в приложение-клиент, а затем по команде ПравкаСпециальная вставка► переключательСвязьвставить его в документ.

Команда ПравкаСвязи позволяет, просмотреть все связи для данного документа, разорвать или переключить связь с одного объекта на другой или установить режим ручной активации связей, когда обновление информации в документе с изменением оригинала происходит не автоматически, а при выполнении соответствующей команды.

Однако, технология DDE не нашла широкого распространения, поскольку при всех достоинствах динамического обмена данными сложность его функционирования привела к тому, что пользователи предпочитали вставку объектов через буфер обмена из-за ее простоты и понятности.

При обмене данными по рассмотренным технологиям объектом является любой фрагмент, переносимый из одного приложения в другое. На самом же деле переносился не сам фрагмент, а лишь его «экранный образ»: приложение-источник преобразовывает данные из своего внутреннего формата в один из стандартов Windows, и в таком виде фрагмент вставляется в приложение-приемник. Вставленный объект является составным элементом документа, в котором он отображается, но внести в него изменения довольно трудно, т.к. для этого требуется приложение-источник.

ТехнологияOLE

Технология связывания и внедрения объектов (Object Linking and Embedding) имеет больше функциональных возможностей, причем, если приложение поддерживаетOLE, то оно само выполняет обмен данными по этой технологии.

Операции связывания (Linking) и внедрения (Embedding), реализованные в рамках OLE, внешне напоминают технологию DDE и обмен данными через буфер обмена. При работе по технологии OLE выполняется та же последовательность действий. Документ со встроенными OLE-объектами выглядит аналогично документу с фрагментами, вставленными через буфер обмена. Однако в этом случае при двойном щелчке мыши в поле объекта он активизируется и запускается приложение, в котором создавался этот объект, и в него передается объект для редактирования или выполнения других операций. После окончания работы с объектом программа-источник закрывается, а измененный объект автоматически передается обратно в документ приложения-клиента.

В рамках технологии OLE объект представляет собой сочетание данных какого-либо вида (текст, графика, видео, звук и др.) во внутреннем формате приложения-сервера, представленном в одном из стандартных форматов Windows, и информации о создавшей его программе, размере, времени создания и т.п. Таким образом, объект является законченной структурой, переносимой из одного документа в другой и сохраняющей отличительные особенности независимо от типа документа, в котором в данный момент находится.

При связывании:

· отсутствует необходимость создания второй копии объекта, что позволяет сократить требуемый объем дискового пространства;

· внесение изменений в связанный объект обеспечивает дублирование этих изменений во всех документах, с которыми объект был связан;

· запоминается путь к оригиналу, поэтому при переносе на другую машину необходимо переписать все файлы, содержащие объекты, включенные в данный документ.

При внедрении:

· изменения вставленного объекта, не отражаются в оригинале;

· вся информация хранится в одном файле и никаких проблем при переносе на другой компьютер не возникает.

В рамках OLE реализован метод drag-and-drop (перетащить и бросить), который обеспечивает наглядность процесса обмена данными, и его можно применять вместо операции копирования через буфер обмена даже при межоконном перемещении объектов и их частей.

OLE обеспечивает возможность местной активизации объекта – при двойном щелчке мышью объект обводится широкой штриховой рамкой, обозначающей активность, и остается на месте. Заголовок окна меняется на заголовок вызываемого приложения, а меню представляет собой комбинацию из меню приложения-источника и приложения-приемника. После выполнения операций (чаще всего, редактирования) над объектом возврат в первоначальное состояние осуществляется по щелчку мышью за пределами объекта.

Приложение-сервер и приложение-клиент обмениваются данными по наиболее новой технологии, доступной им обоим, т.е., если приложение-источник поддерживает только DDE, при работе в OLE объект будет вставлен, но возможность его активации из документа-приемника теряется.

OLE-технология, разработанная корпорацией Microsoft, обеспечивает:

· привязку – возможность вызова одной программы из другой;

· встраивание – помещение объектов, созданных в одном приложении, в документ другого.