Эффективная годовая ставка определяется

r – годовая процентная ставка (номинальная)

m – число начислений сложных процентов

Эффективная ставка зависит от количества внутригодовых начислений, причем с ростом m она увеличивается. Для каждой номинальной ставки можно найти соответствующую ей эффективную ставку; две эти ставки совпадают лишь при m=1.

В финансовых вычислениях разработаны несложные алгоритмы для наглядной и быстрой оценки эффективности предлагаемой ставки наращения. Известно «правило 72-х», которое заключается в том, что если r — процентная ставка, выраженная в процентах, то к = 72/r – число периодов, за которое исходная сумма приблизительно удвоится. Если годовая ставка г = 12%, то к = 6 лет. Если периодом наращения считают полугодие, то в расчете должна использоваться полугодовая ставка (если квартал, то квартальная и т.д.).

Как уже отмечалось, одним из ключевых понятий в финансовом менеджменте является понятие денежного потока как совокупности притоков и/илиоттоков денежных средств, имеющих место за равные временные интервалы.

Денежный поток, срок действия которого ограничен, называется срочным; если притоки (оттоки) осуществляются неопределенно долго, денежный поток называется бессрочным. Если притоки (оттоки) осуществляются в начале периодов, денежный поток носит название пренумерандо, если в конце периодов — постнумерандо.

При анализе денежных потоков в большинстве случаев его элементы не могут быть просуммированы непосредственно - должна быть учтена временная компонента.

Таким образом, на примере денежного потока постнумерандо Р1, ... , Рп можно дать следующую экономическую интерпретацию его будущей (FV) и приведенной (PV) стоимости. FV показывает какая сумма будет на счете в банке при заданной процентной ставке r, если инвестор в конце очередного базисного периода будет добавлять на счет в банк взнос в сумме Рк, где 1 ≤ к ≤, п. PV можно трактовать как сумму, которую следует вложить в банк (или в некоторую ценную бумагу) в начале финансовой операции, т.е. в момент времени 0, чтобы при заданной процентной ставке r обеспечить себе |возможность снятия со счета (или получения дохода по приобретенной ценной бумаге) в конце очередного к-го периода суммы Рк.

Приведенная стоимость единичного платежа или денежного потока является ключевым показателем при принятии многих решений финансового характера, например, при оценке финансовых активов и оценке инвестиционных проектов.

Аннуитет представляет собой частный случай денежного потока. Известны два подхода к его определению. Согласно первому подходу аннуитет - однонаправленный денежный поток, элементы которого имеют место через равные временные интервалы. Второй подход накладывает дополнительное ограничение, а именно, элементы денежного потока одинаковы по величине.

Ускоренные методы оценки денежных потоков основаны на применении мультиплицирующих и дисконтирующих множителей, которые табулированы в специальных финансовых таблицах. Таблицы инвариантны по отношению к виду потока – постнумерандо или пренумерандо; оценки для потока пренумерандо отличаются от соответствующих оценок для потока постнумерандо на величину множителя (1+г), где r - ставка в долях единицы.

Будущая стоимость срочного аннуитета постнумерандо (однократные поступление платежа и начисление процентов в базисном периоде)

Будущая стоимость срочного аннуитета пренумерандо (однократные поступление платежа и начисление процентов в базисном периоде)

Дисконтированная стоимость срочного аннуитета постнумерандо (однократные поступление платежа и начисление процентов в базисном периоде)

Дисконтированная стоимость срочного аннуитета пренумерандо (однократные поступление платежа и начисление процентов в базисном периоде)

Метод депозитной книжки подразумевает, что сумма, положенная на депозит, приносит доход в виде процентов; при снятии с депозита некоторой суммы базовая величина, с которой начисляются проценты, уменьшаются.

Текущая стоимость аннуитета – это величина депозита с общей суммой процентов, ежегодно уменьшающаяся на равные суммы. Сумма годового платежа включает в себя начисленные за очередной период проценты, и некоторую часть основной суммы долга. Структура годового платежа постоянно меняется — в начальные периоды в нем преобладают начисленные за очередной период проценты; с течением времени доля процентных платежей постоянно уменьшается и повышается доля погашаемой части основного долга.

 

МОДУЛЬ 5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

 

5.1 Понятие расходов и их разновидности

 

В экономической теории и практике расходы рассматриваются в двух ракурсах:

Как основа затратообразования, т.е. расходы, вычитаемые из доходов при определении финансового результата (прибыли/убытка);

Как платежи (отток денежных средств), т.е. все виды платежей хозяйствующего субъекта текущего и инвестиционного характера.

 

5.1.2 Группировка расходов

 

Перечень вычитаемых расходов, т.е. расходов, участвующих в формировании финансового результата, определен в Налоговом кодексе в главе «Налог на прибыль организаций». Он включает:

-Расходы, связанные с производством и реализацией;

-Внереализационные расходы.

Расходы на производство и реализацию подразделяются на:

Материальные расходы:

- основные и вспомогательные материалы;

- комплектующие и полуфабрикаты;

- топливо, вода и энергия всех видов;

- запасные части и расходные материалы для ремонта;

- расходы на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

 

Расходы на оплату труда;

- выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда;

- начисления стимулирующего характера, связанные с действующими системами премирования и надбавок;

- начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

- выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.);

И т.д.

Суммы начисленной амортизации;

С 1 января 2002 года установлены десять амортизационных групп и два способа амортизации имущества для целей налогообложения: линейный и нелинейный. Более подробно – в разделе 6.2.

 

Прочие расходы включают:

- платежи по всем видам обязательного страхования имущества;

- платежи по следующим видам добровольного страхования имущества: средств транспорта, грузов, основных средства производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства;

- суммы налогов и сборов: основными налогами, относимыми на затраты, для предприятий и организаций сферы услуг в настоящее время являются социальный налог с максимальной ставкой 26% от фонда оплаты труда и налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1% от выручки от реализации товаров, работ и услуг;

- расходы на сертификацию и др.

 

К внереализационным расходам, учитываемым при определении финансового результата, относятся:

- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

- расходы, связанные с выпуском и обслуживанием собственных ценных бумаг;

- курсовые разницы (отрицательные);

- судебные расходы и арбитражные сборы и др.

К внереализационным расходам также приравниваются:

- выявленные убытки прошлых налоговых периодов;

- суммы списанной дебиторской задолженности;

- потери от брака, простоев, недостач, пожаров, аварий, стихийных бедствий и т.п.

 

5.1.3. Нормирование затрат

 

Нормирование затрат изложено в соответствии с Налоговым кодексом РФ «Налог на прибыль организаций» от 29.09.2002 № 57-ФЗ.

 

К нормируемым расходам относятся:

– суммы платежей по добровольному страхованию жизни (на срок более пяти лет) и негосударственному пенсионному обеспечению работников работодателем — в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда;

– сумы платежей по добровольному страхованию медицинских расходов застрахованных работников — не более 3% расходов на оплату труда и др.

 

5.2 Переменные и постоянные расходы. Анализ безубыточности.

 

Для целей управления затратами и результатами чрезвычайно важное значение имеет их разделение на постоянные и переменные. В основе разделения — степень эластичности к объему деятельности. Разделение расходов на постоянные и переменные используется для изучения влияния объема производства на затраты:

Переменные расходы зависят от объема деятельности, меняются в зависимости от изменения объема продаж. При этом характер зависимости может быть:

Пропорциональным (переменные расходы растут/сокращаются пропорционально росту/снижению объема);

Прогрессивным (переменные расходы увеличиваются/снижаются более высокими темпами, чем возрастает/снижается объем деятельности);

Дегрессивным (переменные расходы увеличиваются/снижаются меньшими темпами, чем возрастает/снижается объем деятельности).

Постоянные расходы не зависят от объема деятельности в небольшом временном интервале, они имеют место даже в том случае, если деятельность временно прекращена. В составе таких расходов выделяют абсолютно постоянные текущие расходы (например, аренда помещения) и условно-постоянные текущие расходы (например, канцелярские расходы, МБП). Постоянные расходы могут изменяться ступенчато (если существенно изменяется объем деятельности).

 

Вместе с тем в хозяйственной практике широко применяются разделение расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы вызваны только производством конкретного вида продукции, выполнением конкретных работ и услуг. Они могут быть определены по следующим признакам:

- относятся на производство конкретной продукции (работ, услуг);

- возникают, как правило, в процессе производства и/или сбыта;

- исчезают с прекращением выпуска данной продукции (работ, услуг).

Косвенные расходы нельзя отнести на производства конкретного вида продукции (работ, услуг). Они связаны с выпуском одновременно нескольких видов продукции (работ, услуг) и могут быть определены по следующим признакам:

- не относятся на производство конкретной продукции (работ, услуг);

- возникают, как правило, вне процесса производства и/или сбыта;

- не исчезают с прекращением выпуска данной продукции (работ, услуг).

Разделение расходов на постоянные и переменные, прямые и косвенные — важное звено операционного анализа — позволяет провести анализ безубыточности.

Анализ точки безубыточности называют еще методом критического объема продаж, методом «мертвой точки» или «порога безубыточности». Анализ точки безубыточности направлен на определение того объема производства и реализации, при котором предприятие окупает свои издержки, но еще не делает прибыли. Это и есть точка безубыточности.

 

Порог безубыточности может рассчитываться в натуральных (5.5) и стоимостных единицах (5.6).

 

Порог безубыточности в натуральных единицах или 5.5
Порог безубыточности в рублях или объем продаж в мертвой точке в натуральных единицах * цена одной услуги 5.6

 

В непосредственной связи с точкой безубыточности находится величина — запас финансовой прочности, который показывает насколько можно сократить объем деятельности до порога безубыточности:

 

Запас финансовой прочности 5.7

 

Поскольку прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня расходов, анализ безубыточности легко модифицируется в анализ прибыльности.

Объем продаж в натуральных единицах в точке прибыльности или 5.8
Объем продаж в рублях в точке прибыльности или объем продаж в натуральных единицах в точке прибыльности * цена одной услуги 5.9

 

Эти формулы могут быть применены к разным показателям прибыли: до и после налогообложении.

 

5.3. Основы операционного анализа

 

Операционным анализом называют анализ «Издержки—Объем—Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов от издержек и объемов деятельности.

Основными инструментами анализа являются такие понятия как операционный рычаг (операционный или производственный леверидж) и финансовый рычаг (финансовый леверидж).

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение объема продаж порождает более сильное изменение прибыли. Для определения эффекта операционного рычага определяют валовую маржу — это разница между выручкой от реализации и переменными издержками:

Валовая маржа/валовой маржинальный доход Выручка от реализации – переменные затраты 5.10

 

Максимизация валовой маржи — одна из основных целей менеджмента, т.к. именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.

Сила операционного рычага 5.11

 

Действие Финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, выплачивает проценты за кредит и тем самым увеличивает постоянные издержки, и, следовательно, уменьшает прибыль и рентабельность. Наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы рычага и возрастанием предпринимательского риска. Финансовый рычаг позволяет определить безопасный объем заемных средств, рассчитывать допустимые условия кредитования и, следовательно, имеет большое значение в обеспечении финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В наиболее простом виде эффект финансового рычага определяют:

 

Эффект финансового рычага 5.12

 

В практике определения финансового рычага/левериджа применяются математически более сложные расчеты, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) есть произведение трех составляющих:

ЭФЛ=1*2*3

Где СНП — ставка налогообложения прибыли

ЭР — экономическая рентабельность активов

СРСП — средняя расчетная ставка процента, %

ЗС — заемные средства

СС — собственные средства

 

В зарубежной практике оптимальное значение финансового рычага колеблется обычно в пределах 1/3-1/2 уровня рентабельности совокупного капитала.

 

5.3.2 Основы маржинального анализа затрат

 

Маржинальный анализ основывается на определении финансового результата в зависимости от изменения отдельных факторов, влияющего на него. В основе маржинального анализа — разделение затрат на постоянные и переменные. С помощью этого анализа определяют финансовый результат в зависимости от варьирования уровнем продаж, уровнем цен, управляемыми затратами — каждым фактором в отдельности и их совокупностью в различном сочетании.

 

Варьирование уровня продаж.

 

Варьирование цен на разных уровнях продаж.

 

Варьирование управляемыми расходами.

 

МОДУЛЬ 6. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

 

6.1 Классификация активов

 

Для осуществления деятельности каждая организация должна располагать имуществом, принадлежащим ему на правах собственности — активами. Активы — совокупные имущественные ценности, используемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. С позиций ФМ активы классифицируются по следующим признакам:

Признак Содержание
1.По формам функционирования Материальные активы Нематериальные активы Финансовые активы
2. По характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота Оборотные активы Внеоборотные активы
3. По характеру обслуживания видов деятельности Операционные активы Инвестиционные активы
4. По характеру финансовых источников формирования Валовые активы Чистые активы
5. По характеру владения Собственные активы Арендуемые активы
6. По степени ликвидности Абсолютно ликвидные активы Высоколиквидные активы Среднеликвидные активы Слаболиквидные активы Неликвидные активы

 

С развитием рыночных отношений в практике финансового менеджмента все более актуальной становится оценка совокупной стоимости активов хозяйствующего субъекта, так как все большее распространение получают:

- купля-продажа отдельных предприятий с целью диверсификации деятельности, проникновения на другие региональные и товарные рынки, устранения конкурентов;

- слияние (поглощение) отдельных хозяйствующих субъектов с целью усиления совместного производственного и финансового потенциала;

- приватизация государственных предприятий;

- финансовые операции купли-продажи контрольных пакетов акций;

- залог имущества в процессе кредитования, в том числе ипотечного, полномасштабное внешнее страхование;

- разработка планов санации и ликвидационные процедуры при банкротстве.

 

5.1.2 Оптимизация структуры активов

 

Управление активами должно решать две основные задачи: оптимизация состава и структуры активов и повышение эффективности их использования. Цель такой оптимизации — повышение совокупной потенциальной способности активов генерировать операционную прибыль. При этом на первом этапе оптимизируется соотношение внеоборотных и оборотных активов, используемых в операционной деятельности; на втором этапе — соотношение между активной и пассивной частью внеоборотных активов; на третьем этапе — соотношение трех основных видов оборотных активов (запасов, дебиторской задолженности, денежных активов).

К положительным особенностям внеоборотных активов можно отнести следующее:

- Они практически не подвержены потерям от инфляции;

- Внеоборотным активам присущ меньший коммерческий риск потерь в процессе операционной деятельности;

- Эти активы способны генерировать стабильную прибыль, обеспечивая выпуск различных видов продукции в соответствии с конъюнктурой товарного рынка.

Вместе с тем, внеоборотные активы в процессе их операционного использования имеют рад недостатков:

- Они подвержены моральному износу, поэтому, будучи временно выведенными из эксплуатации, теряют свою стоимость;

- Эти активы слабо поддаются оперативному управлению, т.к. слабо изменчивы в структуре в коротком периоде;

- В большинстве своем они относятся к группе слаболиквидных платежей, обслуживающего операционную деятельность предприятия.

Оборотные активы характеризуются следующими положительными особенностями:

- Высокой степенью структурной трансформации;

- Легко поддаются изменениям в процессе диверсификации деятельности;

- Высокой ликвидностью и легкостью управления.

Вместе с тем, оборотным активам присущи недостатки:

- часть оборотных активов подвержена потере стоимости вследствие инфляции, запасы товарно-материальных активов постоянно подвержены потерям вследствие естественной убыли;

- временно свободные активы (кроме денежных) практически не генерируют прибыль, а вызывают дополнительные затраты по их хранению.

- значительная часть оборотных активов (дебиторская задолженность) подвержена риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров.

 

Эффективность использования активов измеряется с помощью показателей рентабельности активов. В соответствии с Моделью Дюпона:

 

Рентабельность активов 6.8
Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов

 

Из приведенной модели видно, что при неизменном объеме используемых операционных активов и определенной рентабельности в цене сумма операционной прибыли будет зависеть только от ускорения оборачиваемости активов. Ускорение оборота ведет к снижению суммы затрат, и увеличивает размер прибыли от реализации.

 

6.2 Управление внеоборотными активами

 

В финансовом плане управление внеоборотными активами заключается главным образом в своевременной и оптимальной политике их обновления, которое может осуществляться с помощью амортизации, реинвестирования прибыли и выбора варианта обновления — приобретение активов в собственность или их аренда (лизинг).

Рисунок — Способы обновления внеоборотных активов

 

В качестве прямого источника обновления внеоборотных активов выступает накопленная амортизация. Действующим в России законодательством установлены различные нормы в отношении амортизационной политики для целей БУ и для целей налогообложения.

Для целей БУ нормативными актами предусмотрены следующие амортизационные начисления:

- линейный способ (первоначальная стоимость * норму амортизации);

- способ уменьшаемого остатка (остаточная стоимость * норму амортизации);

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (первоначальная стоимость * количество лет до конца срока службы ОС/срок службы ОС);

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ, услуг (объем продаж в натуральных единицах за отчетный период * первоначальная стоимость ОС/предполагаемый объем продаж за весь срок полезного использования).

Каждое предприятие в рамках учетной политики может выбрать способ начисления износа по основным средствам из перечисленных выше, однако для налогового учета придется делать корректировку. В налогообложении предусмотрены два способа — линейный и нелинейный.

 

Одной из наиболее сложных задач финансового менеджмента является выбор альтернативного варианта — приобретение активов в собственность или их аренда. Аренда определяется как имущественный наем. Долгосрочная аренда и вытекающий из нее комплекс называют лизингом.

Лизинг с экономической точки зрения есть товарный кредит в основные средства. Но если при товарном кредите получатель вступает в право собственности товара одновременно с его получением, то при лизинге право собственности остается за лизингодателем вплоть до полной оплаты предмета лизинга. Различают:

Оперативный лизинг (аренда) представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую передачу арендатору права пользования основными средствами, принадлежащими арендодателю, на срок, не превышающий их полной амортизации, с обязательным их возвратом владельцу после окончания срока действия лизингового соглашения. Переданные в оперативный лизинг основные средства остаются на балансе арендодателя.

Финансовый лизинг (аренда) предполагает приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатору на срок, не превышающий периода их полной амортизации, с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору. Финансовый лизинг рассматривается как один из видов финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизине, числятся в составе основных средств арендатора.

Возвратный лизинг (аренда) предусматривает продажу основных средств финансовому институту с одновременным обратным получением в оперативный или финансовый лизинг. В результате этой операции предприятие получает финансовые средства, которые может использовать на другие цели.

Основными преимуществами аренды (лизинга) являются:

- увеличение рыночной стоимости предприятия за счет получения дополнительной прибыли без приобретения основных средств в собственность;

- увеличение объема и диверсификация хозяйственной деятельности предприятия без существенного расширения объема финансирования его внеоборотных активов и др.;

 

Основными недостатками аренды (лизинга) являются:

- удорожание себестоимости продукции в связи с тем, что размер арендной платы обычно намного выше, чем размер амортизационных отчислений. Это может снизить уровень рентабельности;

- осуществление ускоренной амортизации (при финансовом лизинге) может быть произведено лишь с согласия арендодателя, что ограничивает возможности предприятия в формировании собственных ресурсов за счет проведения необходимой амортизационной политики;

- невозможность существенной модернизации используемого имущества без согласия арендодателя, что ограничивает скорость его обновления и улучшения в целях повышения рентабельности использования;

 

Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде отдельных видов основных средств, наряду с оценкой вышеизложенных преимуществ и недостатков лизинга и их значимостью для данного предприятия с позиций ФМ, является сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования обновления имущества:

1. Приобретение обновляемых активов в собственность за счет собственных финансовых ресурсов. В основе денежного потока в данном случае выступает рыночная цена актива.

2. Приобретение обновляемых активов в собственности за счет долгосрочного банковского кредита. Денежный поток в этом случае складывается из суммы, подлежащей возврату при повышении, и процента за пользование кредитом.

3. Аренда (лизинг) активов. Денежный поток в этом случае включает регулярные лизинговые платежи (арендную плату) и использование актива. Суммарно он, как правило, равен размеру амортизационных отчислений и эквиваленту банковского процента за кредит.

 

6.3 Управление оборотными активами

 

Оборотные активы представлены во втором разделе баланса. Они включают:

- Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров;

- Дебиторскую задолженность;

- Денежные средства и их эквиваленты;

- Прочие виды оборотных активов.

 

6.3.1 Управление дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность может складываться по взаиморасчетам:

- С покупателями при отгрузке продукции, товаров, работ, услуг без предоплаты;

- С поставщиками по предоплате (авансам выданным);

- С бюджетом по авансовым платежам;

- С персоналом при авансовых выплатах заработной платы, наличии подотчетных сумм и предоставлении ссуд.

 

Наибольшей удельный вес – 80-90% дебиторской задолженности приходится на расчеты с покупателями, поэтому управление дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей. Политика управления дебиторской задолженностью включает:

- Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;

- Формирование принципов кредитной политики и системы кредитных условий, дифференциации условий предоставления кредита с учетом оценки покупателей;

- Установление процедуры инкассации дебиторской задолженности и ее рефинансирование;

- Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности включает расчет следующих показателей:

Коэффициент просроченности дебиторской задолженности (ДЗ)
Средний «возраст» просроченной задолженности
Эффект от инвестирования средств в ДЗ Дополнительная прибыль – дополнительные затраты – безнадежная ДЗ

 

В рамках кредитной политики должны быть обозначены форма предоставления кредита (товарный, потребительский), тип кредитной политики (консервативный, умеренный, агрессивный), механизм ее реализации.

Основные принципы кредитной политики:

- Распространение/нераспространение кредита на рискованные группы покупателей;

- Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

- Срок предоставления кредита (кредитный период);

- Стоимость предоставления кредита (% за кредит или система ценовых надбавок/скидок);

- Система штрафных санкций за просроченное исполнение обязательств покупателями.

Под инкассацией ДЗ понимается ее перевод в другую форму оборотных активов: в денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги (векселя). В развитых странах широко используется факторинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию по уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам «фактор-фирме» — специализированной компании, которая за комиссионное вознаграждение принимает на себя кредитные риски по инкассации долга. Факторинг позволяет ускорить оборачиваемость ДЗ, сократить тем самым период операционного и финансового цикла. Однако при этом возникают дополнительные расходы продавца и утрата прямых контактов с покупателем.

 

6.3.2 Управление денежными активами

 

Состав и размер денежных активов, которыми оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, решает ряд задач:

- обеспечение текущих платежей, связанных с операционной деятельностью, — этой цели служит операционный (трансакционный) остаток денежных средств;

- страхование рисков, связанных с несвоевременным поступлением средств от операционной деятельности и необходимостью поддержания постоянной платежеспособности по неотложным финансовым обязательствам, — этой цели служит страховой (резервный) остаток денежных средств;

- спекуляции на рынке краткосрочных финансовых вложений — этой цели служит инвестиционный (спекулятивный) остаток денежных средств;

- формирование неснижаемого уровня денежных активов — этой цели служит компенсационный остаток денежных активов, который создается в соответствии с условиями соглашения с банком, осуществляющим расчетное обслуживание и предоставляющим различные финансовые услуги.

 

Отсутствие денежных средств означает невыплату з/п, невозврат кредитов, сбои во взаиморасчетах с партнерами, несвоевременную уплату налогов. Предприятие может сравнительно долго существовать без прибыли, но не может обходиться без наличности «Cash flow». В специфических условиях российской действительности прибыль — дорогое удовольствие: за нее надо платить большие налоги, а использовать как средство реализации какой-либо программы затруднительно из-за инфляции. В отечественной практике большая прибыль — зачастую результат неграмотной учетной политики бухгалтера, а не показатель успешной работы.

Денежный поток представляет собой разницу между поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами. Денежный поток, в котором отток превышает приток денежных средств, называется негативным; с превышение притока называется позитивным. Виды притоков и оттоков денежных средств по видам деятельности приведены в таблице.

Составляющие денежного потока

Приток денежных средств Отток денежных средств
Основная деятельность
-Выручка от реализации продукции, работ,услуг -Поступления дебиторской задолженности -Поступления от продажи материальных ценностей, бартера -Авансы покупателей -Платежи поставщикам -Выплата заработной платы -Платежи в бюджет и внебюджетные фонды -Уплата процентов за кредит -Погашение кредиторской задолженности
Инвестиционная деятельность
-Продажа основных фондов нематериальных активов, завершенного строительства -Поступление средств от продажи долгосрочных финансовых вложений -Дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений -Капитальные вложения на развитие производства -Долгосрочные финансовые вложения
Финансовая деятельность
-Краткосрочные кредиты и займы -Долгосрочные кредиты и займы -Поступления от продажи векселей и оплаты их должниками -Поступления от эмиссии акций -Целевое финансирование -Погашение краткосрочных обязательств -Погашение долгосрочных кредитов и займов -Выплата дивидендов -Покупка и оплата векселей предприятием
     

 

В процессе управления денежными активами формируется определенная политика, которая должна удовлетворять двум взаимоисключающим требованиям: максимизации денежного остатка для постоянного поддержания платежеспособности и его минимизации, т.к. при хранении денежные средства подвержены потере реальной стоимости от инфляции и сопровождаются «упущенной выгодой», если не находятся в обороте.

Разработка политики управления денежными активами включает следующие основные этапы:

1. Анализ денежных активов в предшествующем периоде.

2. Определение оптимального остатка денежных средств и прогнозирование денежного потока.

3. Эффективное регулирование денежного потока и рентабельное использование временно свободного остатка денежных активов.

 

 

МОДУЛЬ 7. УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ

 

7.1 Экономическая сущность и классификация пассивов

 

Пассивы представляют собой источники финансирования деятельности предприятия, обеспечивающие формирование его активов. Источники финансирования образуют совокупный капитал, который можно классифицировать по ряду признаков:

1. По источникам привлечения:

Национальный капитал;

Иностранный капитал.

2. По форме собственности:

Государственный капитал

Частный капитал

3. По принципу формирования:

Акционерный капитал (АО).

Паевой капитал (ООО, коммандитные товарищества).

Индивидуальный капитал.

4. По принадлежности предприятию:

Собственный капитал;

Заемный капитал

5. По целям использования:

Производительный капитал (инвестированный в операционные активы);

Ссудный капитал (инвестированный в денежные и фондовые инструменты);

Спекулятивный капитал (для финансовых операций, основанных на разнице в ценах).

6. По формам инвестирования:

Капитал в денежной форме;

Капитал в материальной форме;

Капитал в нематериальной форме.

7. По объекту инвестирования:

Основной капитал;

Оборотный капитал.

8. По характеру использования собственниками:

Реинвестируемый (накапливаемый);

Потребляемый капитал.

9. По соответствию правовым нормам:

Легальный капитал (отражаемый в налоговом учете);

«теневой капитал» (не попадает под налогообложение).

 

7.1.2 Стоимость пассивов и принципы ее оценки

 

Стоимость пассивов это цена, которую необходимо заплатить за их привлечение из различных источников. Эта цена определяется как совокупность операционных или инвестиционных затрат по обслуживанию того или иного источника финансирования. Обычно стоимость капитала выражается в относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности — в процентах.

Оценка капитала предусматривает следующие этапы:

-поэлементная оценка стоимости капитала (СК). В этом случае раздельно оцениваются элементы «обыкновенные акции», «привилегированные акции», «нераспределенная прибыль», «облигационный заем», «банковский кредит», «коммерческий кредит» и др. В упрощенном виде стоимость таких элементов равна величине уплачиваемого за него процента.

-обобщающая оценка стоимости капитала (средневзвешенная стоимость — ССК).

 

-сопоставимость оценки стоимости собственного и заемного капитала;

-динамическая оценка стоимости капитала;

-предельная стоимость капитала (ПСК), характеризующая прирост средневзвешенной стоимости капитала (ΔССК) в соотношении с суммой дополнительно привлекаемого источника финансирования (DK):

 

-предельная эффективность капитала (ЭКlim), предполагающая сопоставление дополнительных расходов на обслуживание планируемых источников финансирования (ΔССК) с приростом прибыли (ΔП) по планируемым операциям:

7.1.3 Оптимизация структуры капитала

 

Существуют два подхода к управлению структурой капитала:

Традиционный подход признает оптимальной ту структуру капитала, при которой минимизируется его средневзвешенная стоимость и, следовательно, максимизируется рыночная стоимость организации;

Теория Модильяни-Миллера основывается на обратном — при некоторых условиях стоимость фирмы и стоимость капитала не зависят от структуры пассивов, следовательно, структуру источников пассивов нельзя оптимизировать

Развитие этих теорий привело к появлению компромиссной модели, в соответствии с которой привлечение заемных средств, способствующее минимизации средневзвешенной стоимости капитала, на определенном этапе повышает стоимость компании. Однако по мере увеличения риска возрастают затраты, связанные с агентскими отношениями и финансовыми затруднениями, что нивелирует положительный эффект заемного финансирования. Увеличение степени риска не всегда приемлема для собственников.

Оптимизация структуры капитала включает несколько этапов.

1. Анализируется структура капитала с помощью показателей:

-Период оборота капитала;

-Рентабельность совокупного капитала;

-Рентабельность собственного капитала;

-Капиталоотдача, характеризующая объем продаж, приходящийся на единицу капитала;

-Капиталоемкость продаж, показывающая какой объем капитала задействован для обеспечения единицы объема продаж.

 

2. Оцениваются основные факторы, определяющие формирование структуры капитала. Существует ряд объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на формирование структуры капитала.

Операционные особенности вида деятельности.

Стадия жизненного цикла организации.

Конъюнктура товарного рыка.

Конъюнктура финансового рынка.

Рентабельность операционной деятельности.

Уровень налогообложения прибыли.

Финансовый менталитет собственников и менеджеров организации.

Финансовый контроль за управлением организацией,

 

3. Корректировка структуры капитала по критериям финансовой рентабельности, минимизации стоимости капитала и уровня финансовых рисков. В результате формируются показатель, устанавливающий предельные границы по уровню рентабельности и степени риска.

 

7.2 Управление собственным капиталом

 

Собственный капитал действующего предприятия может быть представлен уставным фондом, резервным и добавочным капиталом, целевыми финансовыми фондами и нераспределенной прибылью.

Резервный капитал представляет собой часть собственного капитала, предназначенного для внутреннего страхования деятельности.

Законом «Об акционерных обществах» предусмотрены следующие направления использования резервного капитала:

- покрытие убытков.

- погашение облигаций общества.

- выкуп собственных акций в случае отсутствия других средств.

Добавочный капитал формируется в результате прироста стоимости внеоборотных активов (по результатам переоценки), а также в результате расхождений в продажной и номинальной стоимости акций в процессе формирования уставного капитала (эмиссионный доход).

Направления использования добавочного капитала:

- погашение снижения стоимости ОС производственного назначения в результате их переоценки;

- погашение убытка от безвозмездной передачи имущества другим организациям.

- увеличение уставного капитала;

- погашение убытка отчетного года;

- распределение между участниками организации.

Целевые финансовые фонды образуются при поступлении финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная прибыль представляет собой часть прибыли, не использованной на потребление собственниками и персоналом. Эта прибыль предназначена для капитализации, для реинвестирования в хозяйственную деятельность.

Собственные источники финансирования могут быть сформированы из внутренних и внешних источников финансовых ресурсов.

Внутренние источники финансовых ресурсов — преимущественная часть собственного капитала. К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления. Амортизационный фонд не отражается в соответствующем разделе баланса и не увеличивает собственный капитал. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов организации.

В составе внешних источников основное место принадлежит дополнительному паевому или акционерному капиталу, который привлекается путем дополнительных взносов средств в уставный капитал или путем дополнительной эмиссии акций. К прочим внешним источникам относятся безвозмездно передаваемые материальные и нематериальные активы, а также финансовая помощь.

Управление собственным капиталом отражаются в финансовой политике организации, разработка которой проходит в несколько этапов:

1. Анализируется сложившийся потенциал собственных финансовых ресурсов:

-Их объем и динамика в предшествующем периоде;

-Соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема продаж;

-Соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов;

-Состояние коэффициента автономии и самофинансирования.

2. Определяется потребность в собственных финансовых ресурсах:

 

где СКплан — дополнительная потребность в собственном капитале на планируемый период;

КΣ — совокупный капитал на конец планового периода;

d — удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

Пр — размер реинвестируемой прибыли в плановом периоде;

А — амортизационный фонд на конец планируемого периода.

 

3. Оценивается стоимость привлечения собственного капитала из различных источников (внутренних и внешних). В результате такой оценки принимается управленческое решение относительно выбора альтернативных источников:

-изменение амортизационной политики;

-формирование эффективной политики распределения прибыли;

-решение об увеличении уставного капитала за счет роста долей пайщиков, расширения их числа или дополнительной эмиссии акций.

 

7.2.1 Управление заемным капиталом

 

Использование заемного капитала позволяет существенно расширить масштаб деятельности организации.

Заемный капитал характеризует в совокупности объем финансовых обязательств организации, общую сумму долга.

По долгосрочным заемным обязательствам срок погашения превышает 12 месяцев. Учитывая финансовую нестабильность, высокие предпринимательские риски, долгосрочные ссудные операции не получили в России широкого распространения.

Различают множество форм привлечения заемного капитала: все виды банковских кредитов, облигационный займ, товарный (коммерческий) кредит, внутренняя кредиторская задолженность.

В странах с развитым финансовым рынком применяются следующие виды банковских кредитов:

-бланковый (необеспеченный) кредит;

-овердрафт,

-сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга;

-кредитная линия;

-револьверный (автоматически возобновляемый) кредит;

-онкольный;

-ломбардный;

-ипотечный;

-ролловерный;

В соответствии с действующим в России законодательством предприятия могут привлекать заемный капитал в форме эмиссии собственных облигаций. Эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над предприятием (как с акциями). Обслуживание облигационного долга менее обременительно для предприятий, чем обслуживание кредитов или выплата дивидендов по акциям.

Облигации могут иметь различные виды:

-Именные облигации и облигации на предъявителя;

-Процентные и дисконтные облигации;

-Краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года) облигации;

-Отзывные и безотзывные облигации.

В отечественной практике широко применяется товарный кредит. Выделяют следующие виды:

-отсрочка платежа;

-товарный кредит с оформлением задолженности векселем;

-открытый счет для постоянных клиентов при многократных поставках;

-консигнация, предусматривающая поручение на реализацию товара и его оплату после реализации.

Внутренняя кредиторская задолженность — наиболее краткосрочный вид заемных средств, используемых на бесплатной основе, который является периодическим.

 

В силу многочисленности и разнообразия источников заемного финансирования политика привлечения заемных средств проходит в несколько этапов.

2. Изучается общий объем привлечения заемных средств и его динамика;

3. Определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

4. Определяется предельный объем заимствований.

5. Оценивается стоимость привлечения заемного капитала из различных источников и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.

6. Определяется структура объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов,.

7. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.