Святитель Иоанн Златоуст

Каждое из лиц божественной троицы раскрывает одну из сторон единого Бога, выполняет в рамках вероучения определённую функцию. Бог-сын вечно рождается Богом-отцом, они единосущностны. Столь же единосущ Отцу и Бог-дух. Дух есть "начало освящения и обожения твари". Христологическая тема: Если утверждать, что Христос - только божественное существо, значит обесценивать страдания Христа. Если считать, что Христос человек, значит умалять его божественную полноту. Поэтому Христос - Богочеловек, сочетающий в себе две природы в полном объёме - божественную и человеческую.

Тема богопознания: Бога можно обозначить разными именами по аналогии с чувственными вещами земного мира. Однако эти имена должны быть употреблены в переносном смысле. Это первый способ познания Бога. Более адекватный способ познания состоит в выражении с помощью имён, взятых из сферы умопостигаемой реальности, как, например, "красота", "любовь", "доброта" и т.д. Третий способ состоит в последовательном отделении от Бога того, чем он не может быть. Здесь выясняется, что молчание и таинственный мрак лучше всего выражают сверхсущую реальность, - лучше, чем слова и свет разума.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг. н.э.) - крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся "отцов церкви". Главными работами Августина являются "Исповедь", "О троице", "О граде Божьем". Основные идеи учения А.Августина: Метафизика "душевных глубин". Ключевая идея размышлений Августина следующая: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Движение в глубь собственного "я" есть движение к Богу. На этом пути принципиально не может быть конца, рубежа, дальше которого уже некуда идти, - всегда остаётся нечто непознанное. Но оказывается на этом пути человеку не под силу быть искренним даже перед собой и Богом. Такое признание не только отрезвляет сознание, избавляет его от всякого лицемерия и фальши, но убеждает в достоверности собственного "я". Знаменитый тезис Августина: "Я обманываю себя, следовательно существую". Совокупность духовных и душевных процессов Августин называет "внутренним человеком". Внутренний человек есть "образ и подобие Божье". Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы. К их числу относится главная и основная триада: бытие, познание, любовь.

Природа зла и свобода воли. Зло не субстанционально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия. Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. Поскольку зло возникает вследствие пустот, то оно может существовать лишь в отдельной части Вселенной, когда мы рассматриваем её отдельно от других частей и целого. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Причина греха - порочная воля. Порочность состоит не в обращённости к земному, а в забвении божественного. Отпадание от добра есть коренной источник злой воли. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого зла - в грехопадении первых людей. Преодоление морального и физического зла - на пути возвращения к Богу. Особую роль здесь играет свобода воли. Свобода - это свойство воли человека, а не разума. Необходимо употребить усилие воли, чтобы подчинить её божественный благодати - в этом и состоит свобода воли.

Истина. Благая воля и чистое сердце суть условия познания истины. Путь познания для Августина есть восхождение разума, ведомого верой к Богу. Фактические познание начинается с чувственного восприятия и как бы по ступеням поднимается к истине. Данные пяти органов чувств передаются на следующий, более высокий уровень, к "внутреннему чувству". Внутреннее чувство (здравый смысл) - координатор чувств. Внутренне чувство позволяет человеку иметь связное представление о действительности. Такое представление становится материалом для осмысления разумом, откуда и возникает знание. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. Разум даёт критерии суждения. Тот факт, что сформулировать критерии трудно, говорит о подверженности нашего разума всякого рода колебаниям и отклонениям. Но этот же факт говорит о существовании некоторого закона вне нашего ума. Этот закон и есть истина.

Смысл истории. Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс. Августин развивает знаменитое учение о двух градах - "Граде Божьем" и "Граде земном". Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная церковь. Град земной, или Град диавола, - это люди, живущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые порочной волей. Град диавола не совпадает с земным человеческим обществом. Два града неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обнаружить ту границу, которая их разделяет. Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, её трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совер­шенствования человечества. Главную роль в земной жизни играет государство, немыслимое без государственной власти и насилия. Государство возникает вследствие соглашения людей, объединившихся для определённых целей. Абсолютно справедливое государство заведомо неосуществимо, поскольку невозможно достичь идеальной организации в пределах земных институтов и посредством ограниченных человеческих сил. Государство может быть улучшаемо постепенно, но никогда в пределах земной истории не станет совершенным. Августин сторонник учения о конце истории.

3. Схоластика - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епискальных и монастырских школах, а затем и в университетах западной Европы. Идейные основы схоластики восходят к неоплатонизму и патристике.

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап Х – XIII в. - "золотой век схоластики". Третий этап - ХIV и ХV вв. - угасание схоластики. Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый: И. С. Эриугена; Второй - Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и Фома Аквинский; третий - В.Оккам.

Схоластическая учёность представляла собой ряд ступеней. В шко­лах изучали "семь свободных искусств". Последние делились на тривиум (грамматика, диалектика, риторика) и "квадривиум" (арифметика, гео­метрия, музыка, астрономия).

Основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.

Под верой понималась вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений святых Отцов церкви с учётом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для неё неустранимой, но не была неразрешимой. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плоскость отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Схоластика была занята выработкой доказательств средствами разума истины, которая ведёт к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума.

Проблема универсалий. Универсалии - общее, общие понятия. Проблема представлена как вопрос о том, существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления: номинализм, реализм, концептуализм. Выделение этих направлений достаточно условно. Согласно реализму универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. Общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует "до них". При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в "идеальном мире" Платона. С позиции номинализма (лат. Nominis - имя), реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает "после вещей", является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесённое имя, общее реально существует только как "звук голоса". Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом понятия, возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) систематизировал теологию, опираясь на учение Аристотеля. У Фомы постижение Бога возможно лишь через изучение творения Бога. Согласно Ф.Аквинскому, следует отличать истины разума от высших истин, познаваемых через Откровение. Хотя эти истины различны они не противоречат друг другу, вера и разум пред­полагают друг друга. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение служить вере: разум готовит человеческое сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера предопределяет; разум объясняет и развивает истины веры в научной форме, разум защищает истины, данные через Откровение. У Фомы универсалии существуют трояким образом: I) до вещей как идеальная сущность вещей в уме Бога; 2) в вещах как их субстанциональная форма; 3) в человеческом разуме, образуясь в процессе абстрагирования сущности от единичных вещей.

Мир у Фомы предстаёт как иерархическая система, состоящая из 4 ступеней. Первая - это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень - мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Фома использует аристотелевское понятие сущего как состоящее из материи и формы. На первой ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определённость вещи (формальная причина). На следующей ступени форма предстаёт как конечная причина, которая характерна для растений. Третий уровень - это животное, и здесь форма становится действующей причиной. Наконец на четвёртой ступени форма предстаёт уже не в качестве организующего принципа материи, а сама по себе, т.е. независимо от материи. Здесь форма является духом, разумной душой. Фома различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души - питание. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные, её функции - чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. "Доказательства" бытия Бога. Опираясь на принцип постижения Бога по его творениям Фома приводит 5 "доказательств": I) если в мире всё движется, то обязательно должен существовать Перводвигатель; 2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина;

3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать Абсолютная необходимость; 4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то Бог Абсолютное совершенство; 5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то Бог Абсолютная цель.

Оккам Уильям (1285-1349) - английский философ, представитель поздней схоластики.

Обосновал принцип, который получил наименование "бритва Оккама": в сфере разума следует находить наиболее простые и изящные объяснения. "Не следует умножать сущность сверх необходимого". Сам Оккам использовал принцип для критики учений Платона об идеях и аристотелевского учения о четырёх причинах. "Бритва Оккама" призывает отсекать всё, что усложняет и запутывает объяснение; она формулирует принцип экономии мысли.

4. Возрождение - эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая ХV-ХVI вв. Термин Возрождение связан с обращением к античным истокам, желанием "возродить древний мир". Начиная с ХV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни. Они были связаны и с освобождением церкви и религии и наступлением эпохи художественно-эстетической. Во время Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Микеланджело, Джордано Бруно, Николай Ма­киавелли, Леонардо де Винчи и др. Основные идеи философии эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм. Философы формально по-прежнему в центр внимания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Философской основой был антропоцентрический неоплатонизм.

2. Гуманизм. Признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному знанию.

3. Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин.

7. Геометрически-структурное понимание мира. Понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм. В переводе с греческого "пантеизм" означает всебожие. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

Николай Кузанский (1401-1464 гг.) - исходил в своих построениях из христиански переработанного неоплатонизма.

 

Он развил три главные части своего учения: концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума, структурно-математический метод, и то, что он называет "учёным неведением".

а) Бесконечность возникает в нашем сознании путём определённого качественного скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать, умножать или делить бесконечность. Следовательно, существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Из этого заключения Кузанский делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Бесконечность, т.е. Бог, есть истина во всей полноте. Бог поэтому одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания. Однако совпадение противоположностей в бесконечности в качестве намёка на божественное встречается и в тварном мире. Например, окружность превратилась бы в прямую линию, если бы обладала бесконечно большим радиусом. Точно так же треугольник при увеличении до бесконечности одной из сторон превращается в прямую.

б) Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие "бытие-возможность". Бытие-возможность есть "дифференциал все­го мирового бытия". Иначе говоря, это зародыш всех миров. Это сжатый или стянутый максимум и как таковой он есть подобие высшего божественного максимума. Подобие двух максимумов связано, прежде всего, с их непрерывностью, становлением, текучестью. Оно есть вечное становление и неисчерпаемость. Кузанский обращает внимание не на отдельные вещи и предметы, а на процессы. Именно процессуальность тварного мира составляет основу его подобия миру божественному. Процессуальность тварного мира объединяет его с миром вечным; прерывность, остановки, разделённость предметов во времени и пространстве отли­чают тварный мир от божественного

в) Наше знание состоит в сравнении и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудности, когда познают вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда речь идёт о вещах бесконечных, - таково же большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. Познание бесконечного прямым путём невозможно. Если к познанию бесконечного нет прямого пути, то следует искать косвенный, "обходной" путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нём будут выступать конечные вещи.

Пантеистическая натурфилософия Л.Бруно (1548-1600 гг.) была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. В метафизике Бруно от высшего бесконечного "начала" (Сверхразума, Бога) происходит вся вселенная: мировая Душа, атрибутом которой является всеобщий разум - источник и генератор форм, и материя, движущаяся в разные стороны. Мировая Душа структурирует, оформляет материю, создавая её конкретные формы, вещи и сохраняя с ней единство. Таким образом, вещи содержат в себе разум: всё одухотворено. Бог рационально непостижим, поскольку по следствиям трудно познать причину. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность форм - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передаёт самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идёт значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времён Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах". Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм, т.е. растворение бога в природе. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

 

Н.Макиавелли (1469-1527).

Главная книга "Государь". Государство, считает он, есть дело человеческих рук и Бог никакого участия в его установлении не принимает. Макиавелли провозглашает тезис "Цель оправдывает средства". Мудрый правитель обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Правитель должен сочетать в себе качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощрённого хитреца.

 

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) - таджикский философ, врач и учёный.

Главное его философское произведение - "Книга исцеления". Она состоит из 18 томов, которые составляют четыре отдела: логику, физику, математику и метафизику. Как и Аристотель, Ибн-Сина теорию материи и формы считает методологической основой обобщений и естественно-научных классификаций. Индивидуальность вещи определяется соответствующей мерой материи. Форма и материя существуют в единстве и составляют все противоположные необходимые стороны всех вещей. Единство и сочетание формы и материи образуют субстанцию.

Наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии. Он рассматривает два вида бытия - Необходимо-Сущее и Возможно-Сущее бытие. Необходимо-Сущее бытие - это непреложное бытие - духовная сущность. Оно "чистое", "доброе", "чистая истина" и "чистый разум". Необходимо-Сущее напоминает "Единое" Платона и "перводвигатель" Аристотеля. Возможно-Сущее - это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии. Между Необходимо-Сущим и Возможно-Сущим имеется постоянная связь: это связь духа и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно связан с природой, то и природа вечна. Философия Ибн-Сина является объективно идеалистической. Однако у Ибн-Сины Необходимо-Сущее не творит мир, а эманирует (истечение) его. Другими словами, все вещи существующего мира как бы истекают (исходят) из единого начала. В эманации, как её представляет Ибн-Сина, угадана им самоэволюция природы. Он рассматривает возникновение мира минералов, его переход к миру растений, затем к миру животных, а из него - к миру людей.

Ибн-Сина, как и Аристотель, выделяет три вида души: растительную, животную, разумную. Последняя присуща человеку. В разумной человеческой душе Ибн-Сина выделяет умозрительную и практическую силы. Умозрительная сила представляет собой субстанцию познавательной деятельности человека. Практическая сила - субстанцию общественно-политической, преобразующей деятельности человека. Ибн-Сина не отрицает бессмертия души. Он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной, но и западной культуры и науки. Его "Канон врачебной науки" в течение шести столетий служил учебным пособием для медиков Европы, где его воспринимали как своего рода медицинскую библию. Всемирную известность получила также его медицинская поэма, написанная на арабском языке в стихах. Это по существу, миниатюрный "Канон врачебной науки".

Парацельс (1493-1541) - философ, естествоиспытатель, врач.

Самым характерным для Парацельса была его идея о тождестве микро и макрокосма. При этом натуралистическое, природное начало брало вверх над божественно-сверхестественным. В центре поучения - понятие природы как живого целого, пронизанное магическими силами, которые находят своё проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевлённых стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движением небесных светил, с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трёх алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно также в каждой части природы находится некое одушевлённое начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладение её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается как практически-волевое устремление души.

Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа.

Андрей Везалий (1514-1564).

Он указал на ошибки Галена, касающиеся строения кисти рук, тазового пояса, грудной кости, но главное, в строении сердца. Важность его открытий состояла в том, что он не побоялся выступить с опровержением высочайшего авторитета. Против Везалия возбудили церковное преследование: его анатомические описания противоречили библейскому сказанию о сотворении Евы из ребра Адама.


Темы докладов:

I Тема

1. Философия и религия. Сходство и различие.

2. Мировоззрение «здравого смысла» и его роль в жизни человека.

 

II Тема

1. Космизм античной философии.

2. Диалектика Гераклита и метафика Парменида. Апории Зенона.

3. Проблема смысла жизни в древнегреческой философии.

 

III Тема

1. Единство религии и философии в средневековой Европе.

2. Зарождение научной медицины и её связь с философией.

3. Августин и Платон, Фома Аквинский и Аристотель. Сходство и различие.

 

 

Темы рефератов:

1. Основные типы мировоззрений, их сходство и различие.

2. Восточная философия и восточная медицина.

3. Космоцентризм и основные понятия античной философии.

4. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

5. Августин и Фома Аквинский: два взгляда на человека и его историческую миссию.

6. Римская моральная философия.

7. Проблема человека в античной философии.

8. Образ мудреца в античную эпоху.