На четвёртом этапе применяется бенчмаркинг конкурентоспособности и стратегический бенчмаркинг.
Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия - лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли чем, исследуя конкурентов.
Отличительной особенностью следующего (третьего) этапа можно считать возникновение между предприятиями и внутри них партнерских отношений и кооперации. Это связано с изменением понимания конкуренции не только между предприятиями, но и внутри их. Как известно, между различными подразделениями предприятия устанавливаются конкурентные отношения. У каждого подразделения свои цели, задачи, функции, проблемы. Очень часто возникают противоречия и сложности во взаимоотношениях. Все это приводит к снижению управляемости и тем самым влияет на общую эффективность. Кооперация и партнерство внутри предприятия приводит к более эффективному информационному обмену между подразделениями.
Аналогичное происходит уровне и на между предприятиями. При этом в понятии «конкуренции» появляется новая составляющая - взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество предприятий в современном бизнесе является основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных преимуществ.
Четвёртое поколение бенчмаркинга - это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.
Четвёртый этап связан с тем, что вся организация представляет единое целое или единый механизм. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности предприятия. Внутри организации возникает синергический эффект. На этом этапе стратегический бенчмаркинг переходит в глобальный.
Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства.
Развитие бенчмаркинга тесно связано с тем, как предприятия понимают качество. Можно выделить несколько этапов в изменение понимания и отношения предприятий к качеству.
3. Функционирование бенчмаркинга
Рассмотрим принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенмаркинга, а также основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга и подходы к обучению на основе бенчмаркинга.
Факторы успеха, которые определяют этот процесс, можно классифицировать следующим образом:
Объективные (жёсткие) факторы:
- определение чётких границ проекта;
- точное планирование времени;
- соблюдение стандартов качества;
- принятие во внимание бюджетных ограничений;
Субъективные (мягкие) факторы:
- хороший климат для сотрудничества;
- положительный настрой - ориентация на достижение результата;
- осознание важности качества;
- заинтересованность;
- творческий подход;
- этика предпринимательства (анализ превосходства - это не промышленный шпионаж).
Анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующей целью:
- определить лучшие результаты;
- проанализировать свою работу;
- выявить недостатки в функционировании;
- устранить слабые места;
- создать мотивацию к постоянному улучшению.
Данная концепция является вспомогательным средством для сбора информации, с тем, чтобы постоянно улучшать производительность и качество и быть впереди конкурентов. Анализ превосходства используется как рычаг, чтобы сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, например, на лучшие результаты других предприятий.