Кто, какое предприятие находится на вершине конкуренции?

Содержание бенчмаркинга

Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова «benchmark», означающего отметку на объекте, например, на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. Английское понятие «benchmark» при ведении землемерных работ означает конкретную контрольную точку на местности, веху. То есть под «бенчмаркингом» в этом смысле понимается ориентирование всех измеряемых величин на эту точку.

В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Бенчмаркинг (Benchmarking) завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских и западноевропейских бизнесменов и учёных. Принято считать, что родиной этого термина являются США. Но история нас убеждает о более раннем начале использования понятия бенчмаркинг. В Японии Benchmarking соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающем «усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера), стать ещё лучшим (лидером)». В Китае, например, известно правило китайского военного теоретика Сунь - Цзы, который писал: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа «от лучшего к лучшему» возвращает к жизни и успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы.

Бенчмаркинг впервые в прямом смысле появился в 1972г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.

Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше и изучение, усовершенствование и применение их методов работы. На первый взгляд может показаться, что, речь идет о методе, когда предприятия подвергались шпионажу, их деятельность анализировалась и изучалась, лучшее использовалось. Однако на рубеже 70-х гг. некоторые предприятия начали развивать методы, в основу которых положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Фирмы стали учиться квалифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали, позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.

В 1979г. американская компания Ксерокс приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. Этот проект имел большой успех. Бенчмаркинг начинает распространяться среди специалистов в США и на других предприятиях – «Dupont», «Motorola» и другие стали доверительно относиться к опыту сравнительного анализа, к обмену навыками. Сегодня бенчмаркинг является динамично развивающейся дисциплиной, и сейчас достаточно трудно дать его точную характеристику.

В Вестингхаус - Центре производительности и качества - бенчмаркинг рассматривают как процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности.

Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надёжно установить вероятность успеха предпринимательства.

Для большинства предприятий бенчмаркинг не является новым методом, так как он осуществлялся в рамках анализа конкуренции, хотя бенчмаркинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, и это необходимая функция успеха любой организации.

Использование бенчмаркинга имеет много направлений. Бенчмаркинг показывает зам. директора по маркетингу, где на его предприятии или на рынке возникли проблемы с затратами и качеством, не идёт ли оно в хвосте у конкурентов. Он вскрывает проблемы в работе, конкретизирует их.

Бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемные ситуации в логистических системах, в сферах, близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке.

В корпорации «Ксерокс» убеждены, что бенчмаркинг должен быть постоянным процессом, нацеленным не только на соответствие конкуренции, но и на победу над ней. В рамках бенчмаркинга предпринимательские функции анализируются как процессы, создающие товар или услугу и продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает разработку стратегии, операции и управленческие функции, однако основным источником сведений о рынке и о конкурентах остается покупатель.

Бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке.

Ряд исследователей полагают, что бенчмаркинг служит для обеспечения конкурентоспособности и создания предпосылок проверки производительности предприятия в условиях интернационализации процесса закупки сырья и материалов. При этом речь идет о сравнении результатов деятельности.

Имеется также опыт использования бенчмаркинга для установления стратегии успеха предприятия. При этом в центре внимания находятся такие вопросы, как: