Характеристика составляющих образ объекта

Базовые категории и примеры проектирования в средовом дизайне

Тема № 15

Литература

Выводы

 

1. Среда – это комбинация пространств, объемов, систем оборудования (предметов) и процессов жизнедеятельности, объединенных в целостность архитектурно-дизайнерским замыслом и художественно-техническим решением.

2. В зависимости от среды выбирается типология ее формирования с учетом характеристики средовой ячейки (рабочее место, помещение, здание, промзона, городская среда и др.); пространственной ситуации; предметного наполнения; структурного уровня.

3. В зависимости от процесса деятельности внутри проектируемой среды и технического задания со стороны заказчика проекта, определяется основное направление в разработке художественного или художественно-технического решения, например дизайн интерьера – это комплексное формирование «замкнутых» пространств; дизайн производственной формы среды – это комплексное отражение ведущих средовых функций и состояний и др.

4. Представлены примеры дизайнерских решений в проектировании среды: административного здания; интерьера офиса; караоке-клуба; жилого дома с художественной оградой и окруженного деревьями; здание музея и стеклянной пирамиды; городского интерьера.

 

1. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М.: Архитектура, - С, - 2005. – 160 с.

2. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура – 2008. – 368 с.

3. Куманин В.И., Лобацкая Р.М., Черных М.М. и др. Дизайн история, современность и перспективы. Мир энциклопедий Аванта + Астрель, - 224 с.

 

 

Как и в проектировании отдельных предметов (изделий), в ходе реализации художественно-технических решений в средовом дизайне разработчик ориентируется на достижение в них эмоционального содержания, соблюдения масштабности и тектонической организации. Указанные категории в комплексе характеризуют образное содержание объекта проектирования.

 

Эмоциональная ориентация представляет собой совокупность ожидаемых и фактических эмоционально-чувствительных характеристик произведения дизайнерского искусства, отражает способность потребителя испытать тот или иной набор чувств и переживаний, вызванных внешним видом и особенностями функционирования данного прибора, инструмента, средовой ситуации. Ожидаемых – поскольку характер восприятия дизайнерского объекта подготовлен, подсказан человеку всем предыдущим опытом общения с аналогичными изделиями или механизмами, человек окончательно формирует свое отношение к объекту, сравнивая свои предыдущие представления с его реальными свойствами и возникающими ощущениями. Например, стройности, строгости, деловитости, торжественности, которым в жизни противоставляются, соответственно, расслабленность, рассеянность, скромность, уютность. Комбинируя эти эмоции, можно описать большинство возможных впечатлений от произведений дизайна, особенно если добавить к ним еще одно противопоставление: статичность (спокойствие, уверенность) и динамичность (подвижность, беспокойство). Названные «пары» противостояний относительно легко генерируются средствами дизайнерского творчества, а если дизайнеру нужны более конкретные и тонкие ассоциации, он может использовать средства других видов искусства в соответствии с изначальными возможностями данного вида дизайна (рис.15.1) [1].

 

Рис. 15.1. Структура эмоциональных ориентаций в средовом дизайне

 

В зависимости от вида среды (производственная, общественная, жилая и др.) дизайнер комбинирует эмоции и пары, определяя поле потенциальных решений (рис.15.1). Например, если проектируется дизайн интерьера зала приемов в резиденции посла, то ему должна соответствовать парадность. В дизайне кабинетов директора, комнаты совещаний и рабочих мест в офисе менеджеров небольшой фирмы сочетается деловитость, минимализм и удобство для работы (рис. 15.2-15.4) [2].

 

 

Рис. 15.2. Интерьер кабинета директора фирмы

(г. Таллин, дизайнеры А. Маймик, Л. Коско)

 

 

 

 

Рис. 15.3. Интерьер комнаты для совещаний

(г. Таллин, дизайнеры А. Маймик. Л. Коско)

 

 

Рис. 15.4. Интерьер кухни в офисном помещении

(г. Таллин, дизайнеры А. Маймик. Л. Коско)

 

При разработке дизайна офисных помещений (рис. 15.2-15.5) дизайнеры взяли «американский стиль». Приватными сделали лишь две зоны – кабинеты директора (рис. 15.2) и бухгалтера. Все остальное помещение открыто: стойка секретарши плавно переходит в рабочее помещение менеджеров (рис. 15.5), по пути делая изгиб в сторону комнаты для совещаний (рис. 15.3). От кухни (рис.15.4) ее отделяет перегородка, раздвинув которую можно объеденить две комнаты в банкетный зал.

Для оформления придумано следующее решение: при входе его покрыли керамической плиткой с металлическими вставками; в общей зоне – уложена циновка; в кабинете директора – ковровое покрытие. По желанию заказчика общая зона выполнена в белом, голубом и желтых тонах; цветовые акценты – «вишня» и «махагон» в кабинете директора. Деревянные столбы в офисе дополнены элементами в виде пластин из стекла с достижением зрительного эффекта, что они являются не только элементами декорации, но и составляют часть несущей конструкции. Для освещения помещения кроме мансардных окон (рис. 15.5) использованы современные светильники, создающие ощущения дневного света.

При разработке интерьера кухни частного дома из кирпича и камня общей площадью 400 м2 (г. Тоскана, Италия) архитектор Д. Пачанни и дизайнер G. Pacciani сделали ее центром первого этажа. Кухня выполнена из нержавеющей стали, как и посуда (кастрюли, сковороды и др. предметы), которые в ней используются (рис. 15.6). При этом, для удобства пользования посудой, она установлена на подвижных тележках, которые размещены внутри шкафов. Стены кухни выполнены из тонированного бетона.

 

 

Рис. 15.5. Интерьер рабочих мест в мансардном помещении для менеджеров фирмы (г. Таллин, дизайнеры А. Маймик. Л. Коско)

 

Массивный кухонный стол с мраморной столешницей покрыт красным лаком. Это создает цветовую перекличку с камином, который установлен в гостинной, напротив входа в кухню. Камин выполнен из нержавеющей стали и четко вырисовывается на фоне красной стены. Технология эмоционального воздействия бытовых помещений и наполняющих их предметов более близка и понятна дизайнеру и художнику.

Промышленная среда и ее предметное наполнение в виде машин, оборудования, приборов, транспортных устройств и др. имеет и другие характеристики эстетики формы и содержания. Промышленная среда более абстрактна и многообразна по назначению, облику, конструкциям и материалам. Например, средства транспорта имеют зрительный контакт с потребителем в виде по техническому совершенству формы, ее стремительности, надежности и комфорта. Приборы, как промышленные, так и бытовые, инструменты и посуда, например используемая для приготовления пищи, хорошо принимаются потребителем, если они удобны, безопасны, органично вписываются в атмосферу процесса, образуют легко узнаваемые ансамбли, серии и комплексы, способные украсить средовую ситуацию, наконец, придать ей нужный зрителю эмоциональный оттенок – деловитость, нарядность, уют и т.д. Станки и оборудование к этим качествам добавляют ощущение массивности, солидности, декоративной сдержанности крупных форм, свойственных этим видам оборудования.

 

 

Рис. 15.6. Интерьер кухни в частном доме из кирпича и камня, площадью 400 м2 (г. Тоскана, Италия, дизайнер G. Pacciani)

Большинство эмоциональных внушений этого порядка генерируется первым слоем средств визуальной организации произведений дизайна, слоем, напрямую воспроизводящим и корректирующим особенности их форм. Корректировка – придумывание необычного абриса, уточнение и «доводка» силуэта, расцветки, проработка деталей – составляет суть работы с эмоциональным строем, которая приближает к максимуму выразительности систему впечатлений, вызванных прагматической компоновкой дизайнерских форм.

Процесс этот во многом интуитивен и почти целиком привязан к предпочтениям заказчика и способностям автора, так как определяет каркас, направление всех будущих проектных действий в деле визуализации дизайнерских замыслов.

Эмоционально-образное начало, как бы существующее в дизайне само по себе, как независимое следствие восприятия зрителем дизайнерской формы, следует увязать с возможностями подсознательной оценки ее места в нашей жизни. Эту обязанность выполняет масштабность – складывающееся у зрителя представление о значении, роли дизайнерского объекта (предмета, сооружения, среды) по отношению к его окружению, человеку вообще и обществу в целом. Если эмоциональный комплекс возбуждается в нашем сознании набором качественных особенностей формы, от конфигурации до расцветки, то масштабные ощущения зависят, прежде всего, от ее размерных параметров, указывающих величину объекта.

Масштабность (в отличие от масштаба, который просто сообщает наблюдателю истинные размеры объекта) – оценивает смысловую сторону объекта, его ранг, роль среди других элементов и явлений действительности. Различают два полюса представлений о масштабности – масштаб «героический», грандиозный, присущий оборудованию крупных цехов, инженерным сооружениям, который как бы исключает соразмерность человеку в своем восприятии, и масштаб камерный, более мелкий. Это посуда, бытовые приборы, инструменты – их размеры относительно малы, и человек «властвует» над ними. Примером героического масштабного ощущения в городской среде являются статуи свободы или памятник национальным героям в виде конной статуи на площадях или скверах, например царю Петру I в Санкт-Петербурге (Россия) или гетьману Украины Богдану Хмельницкому, либо комплекс высотных зданий (рис. 15.7).

 

 

Рис. 15.7. Комплекс высотных зданий в городской среде (Лос Анджелес,

Першинг- сквер)

Примером «камерного» масштаба может служить кухня в офисе или жилище человека (рис. 15.5 и 15.6)

Размерные представления во многом зависят от способа расчленения целого на части – цветом, фактурными особенностями, деталями. Особенно это важно для тех дизайнерских обхектов, чей масштаб близок к габаритам человека или немного превышает их. Чем больше таких членений, тем скорее форма в целом будет восприниматься как солидная, монументальная, устойчивая. Это может диктовать неше к ней отношение: легкомысленное, свободное при взгляде на пеструю обивку дивана, или уважительное – к «благородной» однотонной классической окраске автомобиля.

Поэтому суммарное представление о масштабности предмета оказывается гораздо многограннее, богаче, чем от какого-либо одного, даже очень мощного размерного впечатления (рис.15.8) [1]. От соотношений «большого» (общего) и «малого» (внутреннего) ряда размерных указателей, зависит наше восприятие масштабного объекта. Простота, нарочистое обеднение сочетания показателей ведут к «монументализации» масштаба, их разброс производит обратное впечатление

В некоторых случаях, например, в техническом дизайне, глаз вообще не видит или не улавливает указателей масштаба. Тогда приходится искусственно вводить дополнительные членения в изобразительную структуру объекта, чтобы восполнить визуальные моменты, недостающие для его комфортного восприятия. И, наконец, нередко автор намеренно отказывается от какой-либо части свойственной объекту масштабной шкалы (или – «необоснованно» излишне членит форму), чтобы подчеркнуть нужные ему характеристики образа. Не случайно самые монументальные произведения человеческого гения - египетские пирамиды – предельно абстрактны по форме и вообще лишены каких-либо признаков масштаба.

 

 

 

Рис. 15.8. «Указатели масштаба» в архитектурной среде: а – днтали интерьера; б, в – мебель, предметное наполнение помещений; г – детали фасада, д - наполнение городских пространств; е – здания и сооружения.

 

Но в любом случае дизайнер изначально отталкивается от тех объективных членений формы, которые определены не его фантазией, а прекрасно ощущаемые и художником, и рядовым потребителем функционально-конструктивными требованиями.

Примерно те же требования образуют и следующую категорию образного склада дизайнерских изделий – тектоническую организацию дизайнерской формы. Как уже отмечалось, термином «тектоника» (от греческого «искусство строить») обозначается художественное выражение закономерностей строения некоего объекта, отражающее принципиальную связь слагающих его сил. Так, в архитектурной конструкции это – показ через комбинацию опорных и поддерживаемых частей испытываемых ими нагрузок, в механизмах – выявление роли и связей движущихся и неподвижных элементов. Причем если, например в архитектуре, словом «тектоника» обозначается образ действующих в сооружении сил, картина их соотношения, то конкретная строительная конструкция есть соотнощение действительных сил, противоборствующих в ее структуре (рис. 15.9).

Зрительная масштабность здания (рис.15.9) в городской среде создается наложением отдельных «указателей» размера.

 

 

Рис. 15.9. Масштабная шкала здания адмиралтейства в Санкт-Петербурге: а- величина сооружения в целом осознается через восприятие его фрагментов (б – боковые портики) и деталей (в- декор стены)

 

В дизайнерских объектах наблюдаются все эти разновидности тектонических противостояний. В большинстве бытовых приборов важнейшей тектонической характеристикой становится «маскировка» формами корпуса работающих внутри него механизмов. В станках тектоника сродни архитектурной, где описываются соотношения массы тела и его объема, отражающие образ опорной конструкции. Сохранение целостности при взаимодействии элементов отдельных сочленений в механизмах достигается различными формами соединений составляющих их тел.

Наиболее сложно проектирование интерьеров промышленной среды с участием сложных и различных видов оборудования [1].

Масса как бы случайных тектонических решений, принадлежащих элементам предметного наполнения – которые образуют собственные тектонические ансамбли, связывающие воедино и колористические противоречия этого множества, и противопоставления «плавающих» в средовом контексте объемов наполнения параметрам его пространства. Все это вступает в тектонические контпкты с «обнимающими» их впечатлениями от собственно архитектурной ситуации, включающими борьбу и конструктивных, и объемно-пластических «изображений» действующих в среде сил: равновесия, тяжести, света и цвета и т.д.

В произведении дизайна все три базовые структуры – эмоциональная, масштабная и тектоническая – проявляются и взаимодействуют только в характеристиках (параметрах, чертах) внешнего вида изделия в его форме.