Взимосвязь процесса деятельности внутри среды и основного направления деятельности дизайнера

Таблица 14.1.

 

Среда деятельности Основное направление в разработке художественных или художественно-технических решений
Дизайн интерьера     Дизайн городской среды     Дизайн специализированных форм среды (жилая, производственная и др.)   Дизайн экстремальной среды     Дизайн инженерных сооружений     Ландшафтный дизайн   Дизайн средового оборудования     Дизайн свето-цветовых ансамблей     Декоративные решения, синтез искусств     Реконструкция и реставрация исторической среды Комплексное формирование «замкнутых пространств   Комплексное формирование «открытых» средовых ситуаци   Комплексное отражение ведущих средовых функций и состояний   Гуманизация острых средовых противоречий   Придание художественной образности утилитарно- конструктивным формам   Освоение природно-экологических связей   Привязка предметного комплекса к пространственной ситуации   Интерпретация предметного комплекса к пространственой ситуации   Идейно-художественное осмысление средовых задач   Привязка средовых решений к историческому контексту  

 

Таким образом, типология форм среды и сфера деятельности внутри ее раскрывают и художественно преобразуют конкретику связей средовых форм между средой и человеком. При этом определяется и затем назначается определенный набор приемов формирования среды оптимально соответствующих ее особенностям. Таким образом, комплекс действий в проектировании среды должен включать:

- формирование средового состояния в соответствии с функциональным состоянием процессов внутри его для обеспечения высоких потребительских свойств;

- использование архитектурно-пространственных условий для выполнения определенных функций и отвечающих им средовых состояний;

- всесторонний учет художественного потенциала утилитарно-прагматических и технологических средовых процессов и необходимых для них дизайнерских устройств и компонентов, которые во многих средовых ситуациях обладают выразительностью и декоративными свойствами, вполне сопоставимыми с возможностями архитектурно-пространственных решений;

- представление о возможностях и вариантах восприятия средового объекта его заказчиками и потребителями, о приемах проектирования, обеспечивающих такое восприятие

Реализация дизайнерского замысла в проектировании среды зависит как от требований общего технического задания к объекту, например к административному зданию или интерьеру помещения, так и от возможности материального воплощения художественно-технических решений. На рис. 14.9 -14.14 представлен ряд примеров проектирования среды применительно к различным обхектам ее наполнения.

 

Рис. 14.9. Дизайнерская идея в проектировании среды административного здания

 

 

Рабочие зоны здания (рис. 14.7) разделены по его ярусам, а объединены общим многоэтажным холлом (Голландия).

Регулирование возможно посредством различного размещения оборудования внутри помещения, так как оно не закреплено на полу.

 

Рис. 14.10. Интерьер офиса с регулируемыми параметрами [2]

 

При средовом проектировании функциональные связи, влияющие на формирование ее образа у по потребителя (рис.14.1), следует выражать следующими изобразительными средствами.

Первое- стремиться к комплексной организации среды нашего обитания. Здесь отрабатываются многослойные функциональные системы, создающие некие состояния – процессов, людей, их сообщества – с использованием для этих целей спецефических средств реализации так или иначе оборудованных пространственных ситуаций.

Рис. 14.11. Интерьер караоке-клуба. «Бункер» [2]

 

Второе – функции, воплощенные в технологическом, инструментальном оснащении процессов жизнедеятельности. Это – прерогатива разного рода приспособлений, приборов, вещей и их комплексов, которые чаще всего выглядят как объемные (или объемно-пространственные) образования.

Третье – нацелено на выполнение информационных задач, создание определенных целевых установок, линий поведения, чувственных реакций и пользуется главным образом средствами живописно-графическими, так или иначе организованными на поверхности (плаката, информационного знака и др.) [1].

 

 

Рис. 14.12. Проект пространственной среды, включающей жилой дом, художественную ограду из бетона и деревья [3]

 

Рис. 14.13. Проект пространственной среды, композиция включающая здание музея и стеклянную пирамиду в Лувре (Париж) [3]

 

 

 

Рис. 14.14. Городской интерьер – композиция из формирующих пространство зданий и наполняющих его объемов и элементов (столбы с фонарями освещения, рекламные щиты и др.) [1]

 

Если условно отрешиться от тех впечатлений, которые вызывает функционирование того или иного дизайнерского объекта, то для восприятия и, соответственно, эмоционально-чувственной оценки этого объекта у нас остается только его форма – система «элементарных» зрительных образов, соединенных нашим сознанием в цельную структуру, несущую информацию об ограничивающих «тело» объекта поверхностях, прорисовывающих его линиях, их объемных и пространственных комбинаций, цветовых характеристик и т.д.