ЛЕКЦИЯ №6
Картина несколько меняется, если поле статора становится пульсирующим при вращении ротора в какую-либо сторону. В этом случае при определенных условиях двигатель может продолжать развивать вращающий момент, так как скольжение его ротора относительно прямого и обратного полей будет уже неодинаковым. Поле статора в исполнительном асинхронном микродвигателе становится пульсирующим при снятии сигнала управления. Следовательно, ротор двигателя может продолжать вращаться при снятом сигнале управления, что недопустимо для исполнительных двигателей. Это явление, называемое параметрическим самоходом.
При неподвижном роторе оба поля вращаются относительно ротора с синхронной угловой скоростью. Каждое из них наводит в обмотке ротора токи, равные вследствие равенства полей и скольжений. Возникают равные по значению вращающие моменты, направление которых противоположно, как и направление полей. Результирующий момент равен нулю, и ротор во вращение прийти не может.
Следует отметить, что увеличение м.д.с. одной из обмоток статора по сравнению со значением, соответствующим круговому полю, приводит к появлению эллиптического поля, амплитуда которого больше, чем кругового. При этом возрастают обе составляющие поля и в некотором диапазоне возможно увеличение результирующего вращающего момента по отношению к исходному круговому полю. Однако такое форсирование м.д.с. статора связано с превышением напряжением и током своих номинальных значений, соответствующих круговому полю. Это не всегда допустимо, так как вызывает увеличение потерь и дополнительный нагрев двигателя, может привести к насыщению магнитопровода и пробою изоляции.
Рис. 2.6
Нарушение любого из этих условий приводит к тому, что поле становится эллиптическим, т. е. конец вектора магнитного потока описывает не окружность, а эллипс. В этом случае суммарное магнитное поле Φ при вращении не остается постоянным, а изменяется по амплитуде. Становится переменной и мгновенная угловая скорость вектора Φ в пределах оборота при неизменной средней скорости.
Эллиптическое поле создает меньший вращающий момент, чем круговое такой же амплитуды. Его можно представить как сумму двух неравных круговых полей, вращающихся с синхронной угловой скоростью в противоположные стороны (рис. 2.6, а). Круговое поле Φ1, вращающееся в одном направлении с эллиптическим, называют прямым; поле Ф2 – обратным.
Прямое поле создает вращающий момент двигателя, а обратное – тормозящий момент. С увеличением эллиптичности поля за счет изменения углов β и γ или уменьшения м.д.с. одной из обмоток статора прямая составляющая поля и момента убывает, а обратная составляющая растет. Уменьшение результирующего вращающего момента при неизменном моменте нагрузки приводит к снижению угловой скорости ротора. Появление обратного поля обусловливает увеличение потерь, уменьшение механической мощности и к.п.д. двигателя.
Когда полностью не выполняется хотя бы одно из условий кругового поля (β=0, γ=0, Iв=0 или Iу=0), поле статора становится пульсирующим и двигатель не развивает вращающего момента при неподвижном роторе. Для объяснения этого явления заменим пульсирующее магнитное поле Φ (рис. 2.6, б) двумя полями Φ1 и Ф2, вращающимися в противоположные стороны с синхронной угловой скоростью ω1 и имеющими амплитуды, равные половине амплитуды пульсирующего поля.
Физическое объяснение возникновения электромагнитного момента при пульсирующем поле статора и скольжении s ≠ l заключается в следующем. Пульсирующее поле статора наводит во вращающемся роторе кроме трансформаторной еще и э.д.с. вращения, сдвинутую по фазе относительно трансформаторной. Токи, вызванные в роторе э.д.с. вращения, создают магнитный поток ротора, сдвинутый в пространстве и во времени относительно потока статора. Результирующее магнитное поле двигателя, образующееся при взаимодействии этих двух потоков, получается вращающимся эллиптическим. Направление вращения этого поля зависит от параметров двигателя.
Следует отметить, что в двухфазном двигателе круговое поле может быть получено и при γ ≠ 90о, если γ + β = 180° и амплитуды м.д.с. равны. Однако в исполнительных двигателях такой способ широкого распространения не получил.