Диаграмма сродства

 

Существует определённый инструмент среди семи инструментов управления качеством, который способствует выяснению более точного понимания проблемы и позволяет выявлять основные нарушения процесса путём сбора, обобщения и анализа большого числа устных данных на основе родственных (близких) отношений между элементами. Это диаграмма сродства, котораяобеспечивает общее планирование и является творческим инструментом, помогающим уяснить нерешённые проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями путем сбора из разных источников бессистемно сложных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

Предположим, что необходимо определить и установить цели какого-либо учебного заведения, применяя диаграмму сродства, общий вид которой представлен на рис. 4.34.

 

 

Рисунок 4.34. Диаграмма сродства (общий вид)

 

Заметим, что цели вуза будут подразделяться на цели, касающиеся преподавательского состава, и цели в отношении обучающихся в данном университете студентов. То есть преподаватели и студенты являются частями одного единого целого, таким образом, имея сродство между собой. Получается, что общим заголовком для А и Б будет служить «Цели университета», следовательно, А – это преподавательский состав, а Б – это студенты; поэтому общий заголовок А – это «Цели преподавателей» и общий заголовок Б – «Цели студентов». Но на этом этапе подразделения в диаграмме сродства не заканчиваются. Цели, как преподавателей, так и студентов имеют каждые свое подразделение и количество. В качестве целей преподавательского состава можно определить такие как повышение квалификации, приобретение определенной ученой степени (аспирант, преподаватель, старший преподаватель, кандидат или доктор наук, профессор, академик), участие в ежегодных конференциях, грантах, возможность получения премий и т.д.

Целями студентов могут являться: получение высшего образования, т.е. возможность стать высококвалифицированным и востребованным специалистом в различных областях знаний; возможность получения молодыми людьми отсрочки от армии т.к. учебное заведение предоставляет студенту отсрочку от армии на время его обучения; возможность получения второго высшего образования в этом же учебном заведении и в дальнейшем учёной степени, т.п.