Формирование банка земельно-кадастровых данных в субъектах РФ
Схема формирования банка данных государственного кадастра недвижимости
Мониторинг земель представляет собой систему долгосрочных наблюдений за состоянием земельного фонда РФ и является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды в целом.
СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ БАНКА ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫХ ДАННЫХ В СУБЪЕКТАХ РФ
СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ БАНКА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
Банк данных мониторинга земель |
Государственный кадастр недвижимости |
ИНФОРМАЦИЯ |
Создание информационных ресурсов является одним из этапов формирования государственного кадастра объектов недвижимости:
создание инфраструктуры; апробация методик, технических и технологических решений; создание централизованной технологии учета и ведения информационных ресурсов объектов недвижимости;
создание информационных ресурсов ГКН, в т.ч. пространственных данных, перенесение сведений об объектах КС (капитального строительства) в единый ресурс, актуализация сведений о земельных участках;
внедрение единой системы государственного учета в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
Создание информационных ресурсов ГКН включает в себя:
создание инфраструктуры пространственных данных;
перевод в электронный вид сведений об объектах капитального строительства;
инвентаризацию и актуализацию сведений о земельных участках.
При этом информационное обеспечение ГКН включает в себя: картографическое и геодезическое обеспечение; государственный фонд данных, полученных при проведении землеустройства; государственный мониторинг земель; территориальное землеустройство, отдельные положения законодательства РФ.
Наименование организации, представляющей информацию | Вид предоставляемой информации |
Территориальное управление Росреестра по субъекту РФ | Отчет о наличии и распределении земель; кадастровые карты (планы); копии правоустанавливающих документов по ранее учтенным земельным участкам; сведения о регистрации прав и обременений на земельный участок |
ФБУ «Кадастровая палата» по субъекту РФ | Учетные сведения о местоположении, правовом режиме земельного участка; кадастровый номер земельного участка |
Бюро технической инвентаризации | Данные оценки зданий и сооружений; учетные характеристики зданий и сооружений; |
Архитектурные органы | Материалы градостроительного зонирования; архивные документы |
Подведомственные организации терруправления Росреестра субъекта РФ | Материалы съемок и обследований |
Юридические и физические лица | Сведения о земельном участке; материалы межевания земель |
Органы государственной власти | Нормативно-правовые документы |
Геодезические организации | Топоооснова; координаты границ |
Риэлторские фирмы | Сведения о сделках с земельными участками |
Землеустройство и кадастр недвижимости: учебное пособие/ С.Н.Волков, А.А.Варламов, А.В. Купчиненко, С.А. Гальченко – М., 2010.-336 с.
ФКЦ «Земля» осуществляет разработку, формирование и ведение автоматизированной базы кадастровых данных федерального уровня в качестве функциональной подсистемы информационно-аналитической системы РосРеестр.
Автоматизированная база кадастровых данных федерального уровня предназначена для аккумулирования на федеральном уровне первичных кадастровых данных о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет и содержащихся в базах данных ЕГРЗ кадастровых районов с целью:
оперативного доступа руководства и Управлений Росреестра к актуальной первичной информации;
проведения комплекса работ по контролю за полнотой, достоверностью и правильностью ведения ЕГРЗ; систематизации и аналитической обработке агрегированной (Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единую группу) кадастровой информации, формированию статистических, информационных, аналитических и прогнозных материалов по первичным и интегрированным кадастровым данным;
приведения к единому виду хранения и представления кадастровой информации Росреестра, и ее дальнейшей загрузки в централизованное хранилище хронологически упорядоченных данных;
проведения оперативного многоаспектного анализа первичных данных по объектам земельного кадастра.
Структура и состав базы кадастровых данных федерального уровня соответствует структуре и содержанию актуальных данных баз данных ЕГРЗ кадастровых районов. В дальнейшем планируется регулярное обновление и актуализация базы данных.
На основании консолидированных в БД в масштабах РФ сведений о земельных участках, поступивших в Росреестр в 2005 и в 2006 годах, проводится систематизация и анализ недостатков и неполноты информации в базах данных ЕГРЗ; разрабатывается системный подход к верификации кадастровых данных, выявлению и исправлению недостатков в сведениях о земельных участках.
Объектом мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, задачами мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
информационное обеспечение ведения Государственного кадастра недвижимости, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный ст. 16 Федерального закона от 16.07.98 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также мониторинг мелиорированных земель, предусмотренный ст. 21 Федерального закона от 10.01.96 г. «О мелиорации земель». Так, ст. 21 Закона «О мелиорации земель» закрепляет положение о том, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.02 г. № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. В соответствии с международными программами Российская Федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
Мониторинг земель включает в себя:
а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг земель осуществляется Управлением РосРеестр во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Управлением РосРеестр по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);
в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).
Управление РосРеестр, его территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Управления РосРеестр, и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации. Кроме того, полученные в ходе мониторинга земель данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
Контрольные вопросы:
1.Какие источники получения информации для ГКН Вы знаете?
2.Как происходит формирование банков и баз кадастровых данных?
4.Создание информационных ресурсов как этап формирования государственного кадастра объектов недвижимости. Что он в себя включает?