Плоскость.

Линия.

Точка.

Характеристики элементов композиции.

Цель, задачи, средства композиции.

Композиция как система

Трактуя композицию как систему, т.е. как совокупность взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов можно определить ее составляющие:

а) совокупность элементов; б) связь.

Мельчайшими неделимыми элементами композиции будут являться: точка, линия и плоскость. Сочетаясь в определенном порядке друг с другом, либо в пространстве, они образуют форму.

Связь, посредством которой элементы формируются в единое целое, является структурой композиции и представляет собой совокупность принципов, законов и закономерностей ее построения.

Движущей силой композиции является идея произведения. В соответствии с замыслом выбираются средства, которые, связываясь друг с другом определенными закономерностями, выразительно выявляют идею произведения.

Таким образом, цель композиции – выразительно выявить идею произведения.

Задачи композиции определяются целью и, в общем случае подразделяются на функциональную, эстетическую и тектоническую организацию элементов композиции.

Функциональная организация – обеспечение удобства жизнедеятельности человека. Она обеспечивает различные технологические процессы и учитывает эргономику человека.

Эстетическая организация – построение произведения по законам красоты.

Тектоническая организация – художественное выявление работы конструкций.

Уместно вспомнить три кита архитектуры по Витрувию: удобство – прочность – красота.

Средствами композиции будут являться как элементы (точка, линия, плоскость), так и ее структура (законы и закономерности композиции).

А) Размеры. Точка размеров не имеет, может иметь только цвет.

Б) Относительность точки. В определенном пространстве точка может иметь: конкретные размеры, форму, цвет, фактуру, текстуру.

В) Эмоционально: точка может быть началом движения или останавливать движение.

Г) Композиционно: точка может являться акцентом или доминантой.

 

а) Размеры. Линия может иметь один размер – длину или протяженность и цвет.

б) Геометрическая характеристика. Линия может быть прямая, кривая, ломаная, волнистая, спиралевидная… Линия может быть ровная – неровная, тонкая – толстая (жирная), длинная – короткая…

в) Относительность линии. В определенном пространстве линия может иметь: конкретные размеры, форму, цвет, фактуру, текстуру.

г) Эмоциональное воздействие линии на человека:

- горизонтальная – вызывает чувство покоя, ассоциируются с линией горизонта;

- вертикальная – передает стремление вверх, придает драматические нотки;

- наклонная – вызывает ощущение неустойчивого положения; диагональная – подчеркивает неопределенность;

- изогнутая – выражает грацию.

Плавный изгиб линий в виде латинской буквы “S” стали «формулой модерна», стиля, в котором как ни в каком другом уделялось столько внимания линиям. Мастера модерна стремились создавать предметы, окружающие человека (от заколки до здания), похожими на творения природы. Не признавая строгих прямых линий, великий испанский архитектор Гауди утверждал, что наиболее «интересные» формы — не плоские, а вогнутые и выпуклые. Интерьеры модерна кажутся живыми, движущимися в каком-то чудесном ритме. Трудно поверить, что они созданы из обычных строительных материалов.

 

- ломаная – ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, с некоторой агрессивностью;

- волнообразная – струящаяся линия движения, но различной скорости в зависимости от направления (вверх, наклонная или горизонтальная), кроме движения в ней заложен признак качения;

- спиральная – показывает движение в развитии.

д) Визуальные эффекты:

- направляющий – линии создают иллюзию движения: вверх – вниз, из стороны в сторону, по спирали и т.п.;

- деление и объединение.

 

е) Композиционно:

- линии активно влияют на пространство, фиксируя внимание на некоторых элементах, направляя взгляд, создавая иллюзию движения, расчленяя поверхности, подчеркивая ритм и масштаб.

- линия связана с формой и создает структуру или очертание композиции, а также определяет зрительный путь по ней. Зачастую линия может подчеркнуть основной смысл композиции даже больше, чем ритм или цвет;
- линия, лежащая в основе круга, овала, треугольника и других форм, определяет форму и размер законченной композиции. Зачастую фактическая форма индивидуальных элементов используется для создания линии всей композиции.

- линия может являться связью между элементами, акцентом или доминантой.

А) Размеры. Плоскость может иметь два измерения – длину и ширину, а также цвет.

Б) Относительность плоскости. В определенном пространстве плоскость может иметь: конкретные размеры, форму, цвет, фактуру, текстуру.

В) Композиционно: плоскость является организующим, объединяющим началом.