Наибольшее распространение получили следующие виды скидок.
Общая (простая) скидка с цены предоставляется с прейскурантной цены или со справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены обычно составляет 20—30%, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении скидок на машины и оборудование, в частности на стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены обычно используются при поставках промышленного сырья и составляют в среднем 2–5%. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка обычно составляет 2–3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.
Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливаются шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15–30% оборота, по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими процентами.
Скидка за количество и серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного количества товара. Серийные заказы намного предпочтительнее для производителей-экспортеров, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.
Дилерские скидки предоставляются производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки распространены при продажах автомобилей, тракторов, некоторого стандартного оборудования. В зависимости от марки автомобиля дилерские скидки могут составлять от 15 до 20 % розничной цены.
Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных можно отнести также скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.
Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. На сельскохозяйственные удобрения, к примеру, они составляют до 15%.
Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, в виде оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера.
Скидки при продаже подержанного оборудования иногда доходят до 50% первоначальной цены.
Расчетные цены поставщика применяются в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам.
Различия у такого оборудования в отношении конструкции, эксплуатационных свойств, характера исполнения, качества, веса настолько велики, что становится невозможным сравнение его с другим аналогичным оборудованием того же назначения. Поэтому цены на специальное оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной узкой области, и производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на такое специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их, как правило, невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цен.