Наибольшее распространение получили следующие виды скидок.

Общая (простая) скидка с цены предо­ставляется с прейскурантной цены или со справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены обычно составляет 20—30%, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключе­нии скидок на машины и оборудование, в частности на стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены обычно используются при по­ставках промышленного сырья и составляют в среднем 2–5%. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за на­личный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справоч­ная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка обычно составляет 2–3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.

Скидка за оборот (бонусная) предостав­ляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливаются шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15–30% оборота, по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими про­центами.

Скидка за количество и серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного количества то­вара. Серийные заказы намного предпочтительнее для производителей-экспортеров, так как при изготовлении машин одного и того же типа и раз­мера снижаются их издержки производства.

Дилерские скидки предоставляются производителями своим постоян­ным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки распространены при продажах автомобилей, тракторов, некото­рого стандартного оборудования. В зависимости от марки автомобиля дилер­ские скидки могут составлять от 15 до 20 % розничной цены.

Специальные скидки предоставляются привилегированным покупате­лям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специ­альных можно отнести также скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с по­мощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.

Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже това­ров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для по­купателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспо­собность того или иного товара на внешнем рынке.

Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. На сельскохозяйственные удобрения, к примеру, они составляют до 15%.

Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, в виде оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера.

Скидки при продаже подержанного оборудования иногда доходят до 50% первоначальной цены.

Расчетные цены поставщика применяются в контрактах на нестан­дартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индиви­дуальным заказам.

Различия у такого оборудования в отношении конструк­ции, эксплуатационных свойств, характера исполнения, качества, веса на­столько велики, что становится невозможным сравнение его с другим анало­гичным оборудованием того же назначения. Поэтому цены на специальное оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после вы­полнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказы­вает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной узкой области, и производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретения­ми, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированно­го персонала. Сведения о ценах на такое специальное оборудование встреча­ются в печати эпизодически, и их, как правило, невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цен.