Конфликт как проявление стресса
Контрольные вопросы
Использование конфликта
Конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает:
· отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий,
· определить, что нужно для развития и усовершенствования,
· может стать решающим для выживания коллектива в целом.
· ставить служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше,
· понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей,
· проверить весь коллектив, и каждого служащего в отдельности в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
1. Как предотвращаются конфликты?
2. Почему конфликты обогащают жизнь и как их можно использовать?
3. Дайте анализ поведения конфликтующих сторон и посредника в конфликте.
4. В чем состоит стратегию поведения в конфликте?
5. Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов. Назовите их.
Конфликт как проявление стресса – весьма частые причины возникновения конфликтов. При этом в состоянии стресса может быть один или несколько участников предконфликтной ситуации. Кроме того, стрессы могут накапливаться и у всех членов группы в результате, например, тяжелых условий жизни и труда.
Термин «стресс» (восходит к английскому «stress») - напряжение и означает совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). В основе стресса – перегрузка нервной системы.
Коммуникативные конфликты, межличностные столкновения часто служат причиной психотравм. Стресс – кратковременное расстройство нервной системы, проходящее само собой, когда исчезает раздражающий фактор. Они наблюдаются в жизни практически у каждого человека.
В организационной системе можно предотвратить конфликты, вызывающие стрессы, следующими организационно-управленческими действиями:
1. «Сделай ясными роли!» – строго следи за соблюдением инструкций сотрудниками.
2. «Сформулируй единую для всех цель!» – определение для отдельных подразделений, членов группы в течение определенного периода четких целей.
3. «Дай выход чувствам!» – внимательное выслушивание жалующегося, эмоциональная поддержка, но не обязательно согласие; просьба объяснить все детально.
4. «Выслушай поочередно» – пресекаются любые попытки очернительства; вызов обоих «на очную ставку», объявление своего решения: в пользу одного или не в пользу обоих.
5. «Метод эмоционального возмещения» – найти в конфликтующем хорошее и указать на это.
6. «Авторитетный третий» – передача доброго мнения одного о другом через третье авторитетное для обоих лицо.
7. «Обнаружение агрессии» – предоставление возможности выразить неприязнь друг к другу в замаскированном виде: игры, диспуте, соревновании.
8. «Принудительное слушание оппонента» – принуждение к добросовестному выслушиванию аргументов друг друга.
9. «Обмен позициями» – предложить высказать претензии от лица противоположной стороны.
10. «Зеркало» –записать ссору на магнитофон.
11. «Напоминай о премии» – напоминай о строгой системе санкций: поощрений и наказаний.
12. «Обсуди на собрании» – опирайся на поддержку группового мнения.
13. «Прими волевое решение за конфликтующего!»
14. «Прими первичные методы наказания».
15. «Перевод» – предупредить и развести конфликтующих по разным подразделениям.
Контрольные вопросы
1.Что называется стрессом? Назовите его причины.
2.Почему стрессы могут быть следствием деструктивного решения конфликта?
3. В организационной системе как можно предотвратить конфликты, вызывающие стрессы?
4. Как связано деструктивное разрешение конфликта и страх?
5. Обоснуйте отличие коммуникативных конфликтов от других.
6. Дайте образцы (примеры) различных способов разрешения конфликтов.