Деловой этикет

Контрольные вопросы

Выступления по радио и телевидению

Контрольные вопросы

1. Что такое презентация?

2. Назовите цель презентации.

3. Какие приемы презентации рекомендуются в работе с аудиторией?

4. Что является главным в презентации?

 

Еще одна разновидность публичной речи – выступления по радио и телевидению. Такие выступления используют в качестве средства передачи информации различные СМИ: прессу, радио, телевидение, Интернет.

Особенности таких выступлений:

· Опосредованное общение серьезно снижает убедительность речи, поэтому важно усилить аргументацию и соблюдать во всем культуру речи.

· Аудитория не может быть четко определена, поэтому оратору приходится вести монолог без учета обратной реакции.

· СМИ присуще личностно-ориентированное общение, т.е. направленное на привлечение как можно большей аудитории. Оно предполагает использование 3 принципов:

1. Диалогизация. –формулировка речи так, как будто аудитория присутствует непосредственно перед вами (вопрос-ответ; двусторонняя оценка фактов)

2. Интимизация – снижение формальности общения за счет использования в речи экспрессивной лексики и фразеологии, образных средст речи, риторических вопросов и вводных слов и предложений.

3. Разговорность – облегчение речи, использование разговорных выражений, коротких предложений, простых слов, диалектизмов.

· Теле- и радиоинтервью или выступление также социально-ориентировано на определенные социальные группы и слои. Этот вид общения требует построения речи понятной для целевой аудитории: использование специальной лексики (жаргона), обращений, способа построения предложений и выбора средств выразительности.

В ходе проведения интервью выделяют 3 фазы:

1. контактоустанавливающая,

2. сосредоточение на вопросе, теме, проблеме,

3. подведение итогов.

Можно выбрать одну из трех стратегий поведения в телеинтервью:

1. тактику содействия (полные и правдивые ответы),

2. тактику противодействия (отказ от диалога),

3. тактику уклонения.

До начала выступления следует обязательно познакомиться с техникой, расположением ее в студии, использованием специальных знаков интервьюером (начали, стоп-кадр, повернуться, тише и т.п.). Важно оценивать и совершенствовать свое умение держаться перед камерой или микрофоном: не наклоняться слишком близко, направлять речь в микрофон, соблюдать фонетическую и скоростную чистоту речи.

1. Какие особенности выступлений в СМИ Вы можете назвать?

2. На каких принципах строится общение в СМИ?

3. Каковы нежелательные и запретительные приемы для этих выступлений Вы можете назвать?

4. Назовите основные стратегии поведения в телеинтервью.

5. Каких ошибок следует избегать при проведении интервью?

7. Определите, какие особенности делового общения с помощью телевидения использовала героиня фильма «Москва слезам не верит» в своем интервью: «Здравствуйте, уважаемые телезрители. Если у мужчин есть свои дела, они могут спокойно заняться ими. Думаю, наша продукция больше заинтересует женщин».

 

 

3.1. Этикет: понятие, структура, разновидности и функции

 

Деловой этикет – это форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся стандартных ситуациях. Знание делового этикета способствует овладению мастерством межличностных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики. Деловой этикет включает в себя целый ряд правил, составляющих основу кодекса поведения, принятого в среде хорошо воспитанных людей.

В основе этикета служебного общения лежит обычный речевой и поведенческий этикет. Для данной системы правил уместным будет все, что принято в обществе, за исключением, разумеется, тех особенностей общения и поведения, которые связаны с досугом, культурой отдыха и другими нюансами. В основе этикета служебного общения – прагматичные (полезные) нормы деловой коммуникации.

Этикет: понятие и содержание

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на улице, в гостях и на различного рода мероприятиях: приемах, переговорах и т.д.

Этикет слово французского происхождения от французского «этикетка» со времен Людовика ХУ1, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что нет. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует;

– это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, внешний вид и одежда.

Таким образом: этикет – это

· стандарт поведения, манера поведения;

· более или менее ритуализированная форма осмысленного общения, выраженная в форме вежливости и учтивости;

· внешняя культура поведения людей;

· компонент общения, регулирующий его эффективность.

Этикет характеризуется «тремя К»:

Кодификация;

Канонизация;

Культурное предназначение.

Области применения этикета: повседневное общение, в дипломатической, военной, спортивной, научных сообществ, политической, профессиональной и других областях.

Содержание этикета: признание и поддержание значимости человека, с которым завязывается контакт, выраженное в форме вежливости и учтивости (предупредительности).

Когда возникает этикет? На этот вопрос нет единой точки зрения.

Одна точка зрения. Этикет возникает в первобытном обществе. Этикет так же как и ритуал уподобляется магическому акту. Шаблоны поведения формируются через действия, заклинания, ограничения и запреты (табу). Этим объясняется и зачастую нерациональность некоторых положений в этикете. «Нельзя» невозможно объяснить рационально, скорее объяснением служит – «так принято» (т.е. не подлежит никакому рассудочному акту, принимаемое к исполнению на веру).

Другая точка зрения. Этикет возникает во Франции времен короля Людовика ХУ1.

Скорее всего, возникает лишь слово, вошедшее для обозначения внешней культуры поведения, но сама культура этикета была задолго до этого периода.

Третья точка зрения. Этикет возникает в цивилизованном обществе. Но и этикет, и религиозный культ вырастают из единых источников: мифологического сознания первобытного человека. Молитвы, восхваления, прославления в религиозном культе так же служат общению, как и светские ритуалы – обнародование законов, открытие памятников, торжественное возложение цветов, свадебные и похоронные процессии. Этикет возникает на основе того, какую значимость люди придают друг другу, и с усложнением социальной организации усложняются и формы этикета. Нам эта точка зрения кажется наиболее убедительной.

Этикет зависит от многих факторов, которые являются в первую очередь социальными: от пола, возраста, от личных способностей, квалификации, усвоения культурных стереотипов и норм, индивидуальных качеств личности, от титулов, званий, социального статуса, от пола, возраста и т.д.

Функционально этикет определяется через его роль в общественных отношениях и связях и через предназначение его в обществе. Чем более сложной во времени становится социальная организация, тем более возрастает роль этикета. Этикет функционально связан с различными формами духовно-практического освоения действительности.

Функции этикета:

· этнические;

· политические;

· юридические;

· религиозные (конфессиональные);

· профессиональные;

· дипломатические;

· спортивные;

· эстетические и др.

По степени ритуализации поведения выделяется несколько разновидностей этикета:

1. Повседневный этикет – наименее строгая разновидность этикета, допускающая варианты в выборе стиля поведения. Стандартные ситуации повседневного характера: знакомство, встреча, беседа, прощание, повседневное застолье. Особое значение придается времени и месту общения, полу, возрасту, социальному положению, степени знакомства, времени суток, обстановке.

2. Окказиональная этикетная процедура (случайный, неожиданный, непреднамеренный) – примером может служить «прием гостя».

3. Праздничный этикет – карнавальный тип. В нем повышается статус некоторых этикетных атрибутов, например подарков ко дню рождения, одежды и т.д.

4. Церемониал(амбивалентная форма символизации общественной жизни) – этикетность достигает высшего предела, вплоть до того, что требуется сценарий проведения церемониала.