Виды общения

Деловое общение

Деловое общение и его формы

Контрольные вопросы

1.Дайте классификацию профессиональной этики.

2 Что собой представляет профессиональная этика как категория рациональной морали?

3. Что является объектом деловой этики?

4. Что понимается под рациональной моралью?

5. Что является предметом изучения профессиональной этики?

6. На какие виды и подвиды подразделяется профессиональная этика?

Общение(в широком смысле) –любая форма контактов между людьми; сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией, знаниями, идеями, мнениями, чувствами между партнерами по общению. Универсальным средством коммуникации является речь.

Межличностные отношения сосредоточены в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые затрагивают личность человека.

Понятие общение изучаются различными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Лингвистика изучает язык, речь, слова и термины, как инструмент кодирования информации.В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение как деятельность свойственна ряду профессий. По своему служебному долгу, например, постоянно находятся в общении работники справочных служб, сферы услуг, секретари, менеджеры по связям с общественностью, преподаватели, служащие социальной сферы, руководители и т.д. В принципе любая деятельность не обходится без общения в той или иной степени частоты.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

1. Контакт масок – формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т. д.

3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрации слабости, демонстрация доброты, запугивание т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми. А в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (светское, обыденное, бытовое, личностное). Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

Деловое общение-это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.

Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).

Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент (по крайней мере, без определенных потерь в получении информации для обеих сторон). В обычном дружеском же общении чаще всего не поднимаются такие вопросы, как конкретные задачи и цели, поэтому такое общение можно прекратить (по желанию обеих сторон) в любой момент без опасения потерять возможность восстановить процесс общения заново.

Общение – сложный процесс, включающий:

· формирование определенных образцов и моделей поведения;

· взаимодействие людей;

· взаимное влияние людей друг на друга;

· обмен информацией;

· формирование отношений между людьми;

· формирование образа внутреннего «Я» человека.

Компетентность в области делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства, производства, торговли. Что касается менеджеров, бизнесменов, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, частных предпринимателей, то коммуникативная компетентность, то есть способность адекватно реагировать в любой ситуации в процессе общения, для представителей этих профессий представляет одну из самых главных составляющих их профессионального облика.

Деловое общение как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д. Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам:

· установление контакта;

· ориентирование в ситуации общения;

· обсуждение поставленной задачи;

· поиск решения поставленной задачи;

· завершение контакта.

Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из взаимных потребностей, из интересов общего дела. Несомненно, что такое общение повышает трудовую и творческую активность

По уровням общение делится на:

1. Макроуровень общения – массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах – в толпе, на митинге, через различные виды массовой информации.

2. На мезоуровне – в учебных и трудовых коллективах, между подразделениями.

3. Микроуровень общения – межличностное, подразумевающее известную психологическую близость партнеров.

Успехи человека в его делах, даже в технической или научной сфере, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять процентов - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть четыре цели:

1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

2. цель общения заключена в нем самом;

3. цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

4. цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

Процесс общения подчиняется некоторому алгоритму. На первом этапе восприятия человек идентифицирует другого.Идентификация–уподобление себя другому. На втором происходит стереотипизация. Следующий этап процесса общения – это бессознательная «рефлексия». Рефлексия– это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в акте общения. Реакцией на контактера могут быть: готовность к обороне, уход от тесного контакта, готовность к самораскрытию, радость от общения и др.

Деловое общение –общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально – психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту, и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Содержание делового общения – социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности. Своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совестной предметной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

· – стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

· – стремление к повышению своего жизненного уровня;

· – стремление к власти, т. е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

· – стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований квалификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

информационной – процесса обмена информацией;

интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении.

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Функции общения:

· контактная – как состояние обоюдной готовности к приему и передачи сообщений и поддержании к взаимосвязи;

· инструментальная – как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

· интегративная – как средство объединения людей;

· самовыражения или понимания – как форма взаимопонимания психологического контекста;

· трансляционная – как форма передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

· оказания влияния – как форма изменения состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера;

· информативная – как способ обмена информацией, мнениями, сообщениями, решениями;

· эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих;

· статусоопределяющая – выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды.

Формы делового общения:

· беседы;

· переговоры;

· встречи, собрания, совещания;

· публичные выступления.

Особенности делового общения:

1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

3. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.