Происхождение морали

Этика

Этика – особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль и нравственность;

– система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни;

– область философского знания, которая исследует формы и предпосылки нравственных отношений людей.

Мораль– один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;

– особый способ духовно-практического освоения действительности, оценочно-нормативный по характеру, регулирующий личные и общественные интересы на примате (при первенстве) общечеловеческих ценностей посредством категорий добра и зла;

– совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, часто оформленных в законы.

Нравственность – ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде;

– совокупность определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, носит в меньшей степени императивный характер, чем мораль.

Понятия «этика», «мораль», этимологически тождественны. Древнегреческое – этика, латинское – мораль, русское – нравственность (русское слово нравственность вошло в научный обиход с 1791 года – «Словарь великаго живога русского языка»). Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов и обычаев людей.

Этику формируют идеальные представления о нравственно-должном. Мораль замкнута на человеке. Она – показатель его социальности. Мораль связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это универсальная форма отношений людей, которая является условием возможности этих отношений.

Задачей этики является придание формы образцовой модели человеческим отношениям. Этика анализирует способы реализации этой модели.

В структуре этического знания наибольшую ценность представляют:

· моральное сознание;

· моральная практика;

· законы моральной деятельности;

· категории.

Системообразующим началом формирования этического знания служит категория (наиболее общее понятие) – «добро». Идеалы добра, справедливости, свободы становятся наиболее существенными ценностными ориентациями личности.

Ценности – универсальные человеческие идеалы; наиболее значимые идеи.

Прогрессом в общественном развитии, таким образом, выступает гуманистически ориентированная на нравственных началах деятельность человека.

Мораль – понятие историческое. Мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира, становления человеческих отношений, образования социальных общностей.

Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе становления и развития общества устанавливались и закреплялись правила совместного проживания - «обще-жития», часть из которых превращалась в привычку и передавалась из поколения в поколение.

Существует несколько точек зрения на происхождение морали. Условно назовем их:

1. «Теологическая» (религиозная) – мораль в общество привносится в виде божественных заповедей, законов. Примером могут служить. Десять заповедей Моисея («Декалог» Моисея), Десять заповедей Иисуса Христа («Нагорная проповедь» Иисуса Христа).

2. «Натуралистическая» – мораль отождествляется с инстинктами, а посему считается, что мораль – это генетическое (природное, врожденное) качество, присущее как человеку, так и животным. От рождения один человек может быть добрым, другой – злым. Эта точка зрения разделяется этологами

3. «Трудовая» теория морали – считает, что мораль возникает в ходе трудовой деятельности, присуща только человеку и является результатом трудовых отношений.

4. «Генезис морали». Генезис- развитие, от зарождения до становления целостного организма. В рамках этой точки зрения: – мораль возникает только в цивилизованном обществе. Это результат длительного исторического развития, вызревания, проходящий несколько этапов. По этапам развития процесс растянут во времени на несколько тысячелетий.

1 этап.Первобытное общество. Отношения между людьми строятся на принципах кровнородственных связей, а поэтому человеческое сообщество может быть представлено в единой общности – «Мы». «Мы» воспринимается позитивно. Все, кто не «Мы» – «Они» (враги, восприятие отрицательное). Индивид не отделял себя от тотального «Мы», он один из всех. Самым страшным наказанием для человека является отлучение от «Мы», изгнание. Регуляторами отношений между людьми становятся ритуалы, табу (запреты), эту же роль выполнял «закон талиона» («око за око, зуб за зуб», его следует рассматривать как наказание равное содеянному). Этот период может быть назван - доморальным.

2 этап.Переход от кровнородственной общины к соседской. На место связи, основанной на кровном родстве, приходит связь, основанная на совместном проживании, общности территории. В понятии «Мы» робко вызревает и понятие «Я». Если первобытная культура вся безличностна, но следующий этап в культуре заявляет о себе понятием «индивид». Регуляторами отношений между людьми становится нравственность, понимаемая как «оценки, нормы» поведения, санкционированные властью жречества, религии, вождя. Это период «неразвитости морали».

3 этап.Появление государств, цивилизаций. Рождение «личности» сопровождалось появлением моральных абсолютов – моральных идеалов, соотносимостью своего поведения с культурными моральными кодексами (законами).

Таким образом, мораль возникает там и тогда, где и когда возникает «моральный идеал».