Тема 1.2. Функциональное зонирование городов

Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования

Дифференциация территории города на структурные зоны, об­ладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типоло­гическими особенностями, - свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип вы­деления территорий города, выполняющих однотипные функции.

На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифферен­циации во времени и пространстве основных функций жизнедея­тельности человека: работы, жилища и отдыха. Это нашло свое от­ражение В методике функционального зонирования территорий, ко­торая в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* предполага­ет деление города на три основные зоны: селитебную, производст­венную, ландшафтно-рекреационную (рис. 1.1). В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

Селитебная зона(зона расселения населения) - территориаль­ное пространство, предназначенное для реализации бытовых функ­ций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промыш­ленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. Основными элементами селитебной территории являются:

- жилые микрорайоны и кварталы;

- участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;

- зеленые насаждения общего пользования внемикрорайонного
значения;

-улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.

Производственная зонапредназначена для размещения про­мышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплек­сов научных учреждений с их опытными производствами, комму­нально-складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры


Рисунок 1.1 – Функциональные зоны города

 

сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригород­ного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделя­ют подзоны (районы):

- промышленные;

- научные и научно-производственные;

- санитарно-защитные;

- коммунально-складские.

Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно-гигиенические и экологические условия как на самой тер­ритории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах обслуживания населения.

С целью защиты населения города от производственных выбро­сов между промышленным районом и жилой застройкой формирует­ся санитарно-защитная зона. При размещении промышленных пред­приятий важными являются санитарно-гигиенические характеристи­ки производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно-защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.

Коммунально-складская зона формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомо­торных парков, парков уборочных машин и др.); предприятий быто­вого обслуживания (например, фабрик-прачечных и фабрик химиче­ской чистки); снабженческо-сбытовых баз и складов материально-технического снабжения.

Ландшафтно-рекреационная зона- зона, в которой находятся места массового отдыха населения, крупные массивы зелени, ку­рортные территории и районы охраняемого ландшафта.

Городская территория включает в себя также прочие земли,где размещают питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, полигоны по обезвреживанию бытовых отходов, земли для ведения сельского хозяйства и др.

В чистом виде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве видов тип зоны формируется по преимущественному размещению объектов определенного функционального значения. При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, содержимое размещение которых не допускается санитарно-гигиеническими и противопожарными и техническими правилами.

При проектировании городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон. Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки – сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым ивам и водоемам. По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.

Коммунально-складские районы желательно приближать к про­шенным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли и санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.

Ландшафтно-рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения их удобными транспортными связями.

Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения. Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивают подобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории. Правильное функциональное зонирование территорий по срав­нению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические заключаются в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в сохранении и уменьшении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно-бытового обслуживания.

Градостроительная практика конца XX - начала XXI вв. показа­ла, что реальный процесс функционирования крупных развивающихся городов не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.

Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожи­дается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и про­мышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений об­служивания; объекты деловой застройки постепенно внедряются в состав жилой застройки.

Во-вторых, догматическое применение функционального зони­рования территории города породило спальные районы и вымираю­щие к вечеру промышленные зоны. При этом наблюдается отрица­тельная реакция населения обособленных жилых кварталов на замк­нутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функ­ционирующих мест города.

Жесткий функционализм, некогда явившийся новаторским про­рывом к пониманию города как целостной социально-экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города на основе однозначно фиксиро­ванной в пространстве схемы «работа - жилище - отдых» представ­ляется в настоящее время многим специалистам недопустимым ана­хронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.

Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от функционального зонирования территории обще­городского центра и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных комплексов, кото­рые несут все функции, присущие городу: жилье, работа, отдых, об­щественное обслуживание.