Уроки обобщающего типа

Уроки углубленно-аналитического изучения произведений

На этих уроках, по мнению Копыловой Н.А. (После уроков: Организация внеклассной работы с учащимися старших классов по литературе – М., 1989, с. 52), «сохраняя эмоциональное отношение учащихся к произведению, всеме рно опираясь на их впечатления, наблюдения, знание текста, умения, учитель вычленяет ту или иную нравственную или эстетическую проблему, ценную в воспитательно-образовательном отношении и заинтересовавшую большинство, предлагает классу систему заданий и вопросов для обдумывания, рекомендует различные виды самостоятельных работ (индивидуально или по группам). При организации таких уроков увеличивается объем предварительной самостоятельной деятельности учеников, представляется право отбора сцен, эпизодов для аргументирования своих мыслей и возможность широко пользоваться критической литературой, т.е. эвристический метод сочетается с элементами репродуктивного и исследовательского. Школьники учатся размышлять над произведением, вновь перечитывать его, проникать в художественно-стилевое своеобразие, связывать проблематику с явлениями общественной жизни.

 

Виды уроков этого типа в среднем звене:

а) урок-диспут;

б) урок-конференция;

в) урок-семинар

 

Структура урока – семинара в среднем звене (примерная схема)

1. Подведение итогов чтения книг за месяц в классе.

2. Вступительное слово учителя.

3. Литературная игра «Что? Где? Когда?»

4. Обсуждение первого вопроса.

5. Литературная игра «Угадай моего героя».

6. Обсуждение второго вопроса.

7. Конкурсы.

8. Подведение итогов.

Правильно сформулированный совместно с учителем проблемный вопрос позволяет вовлечь учащихся в дискуссию. От урока к уроку школьники усваивают, что на все сложные и противоречивые вопросы они могут сами найти ответы в художественной литературе.

Виды уроков в старшем звене:

а) урок-беседа,

б) урок-диспут;

в) урок-практикум;

В старших классах практикум – это занятие, на котором учащиеся под непосредственным наблюдением учителя и с его помощью выполняют самостоятельные задания. Необходимость в практикуме возникает, если при самостоятельном чтении ученики не все могут понять.

г) урок-круглый стол;

д) урок-игра и др.

 

На уроках этого типа школьникам необходимо проявить качества исследователей, умение вести поиск самостоятельно, обобщать и систематизировать материал под углом зрения изучаемой проблемы, выработать свою точку зрения на нее. Они должны уметь выступать с сообщением, докладом, подготовить план или тезисы выступления. Существенна на таких докладах роль учителя: консультация, помощь в разработке плана изучения проблемы, в подготовке доклада, в подборе литературы стимулируют самостоятельную работу. Учебный процесс приобретает репродуктивно-исследовательский характер.

Уроки обобщающего типа проходят успешнее, если школьники регулярно ведут тетради по внеклассному чтению, читательские дневники, делают в них записи различных жанров: аннотации, отзывы, рецензии, конспекты лекций учителя и сообщений учащихся, полюбившиеся стихи, афоризмы.

 

Основные виды обобщающих уроков в среднем звене:

а) творческий отчет о прочитанном за год;

б) урок подведения итогов и рекомендации книг для летнего чтения.

 

В старших классах:

а) урок-семинар;

б) урок-конференция;

в) урок- обзор;

г) урок-диспут;

д) урок-лекция;

е) урок-беседа.

 

Методика подготовки к уроку-семинару в старших классах заключается в том, что учитель делит выбранную для обсуждения тему на 4-5 подтем и составляет список литературы к общей теме. В свою очередь, учащиеся делятся на подгруппы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа выбирает для доклада одну из частных подтем. Задача учителя – помочь в выборе литературы и подготовке к выступлению. А итоговой задачей учителя при проведении урока-семинара является задача – добиться, чтобы каждый учащийся, принимая участие в коллективной разработке темы, готовил и индивидуальное выступление. Накануне такого урока уместно провести учителю консультацию, где можно использовать прием взаимного рецензирования, причем выступления должны носить свободный характер (т.е. ученик должен хорошо владеть материалом). В конце такого урока необходимо оставить 10 минут для обсуждения докладов и заключительного слова учителя. Каждый вопрос, вынесенный на урок, должен быть сформулирован так, чтобы участие на уроке принял каждый. В результате такой работы учащиеся должны понять, что они могут постигать произведения самостоятельно.