Порядок передачи ЗУ из государственной собственности в собственность граждан

Основания возникновения прав на ЗУ

Тема 7. Распределение и перераспределение земель

 

1. Основания возникновения прав на ЗУ.

2. Порядок передачи ЗУ из государственной собственности в собственность граждан.

3. Передача ЗУ в собственность ЮЛ.

4. Государственная регистрация прав на ЗУ.

5. Прекращение прав на ЗУ.

 

 

Принципы предоставления земель:

 

- осуществляется компетентными гос. органами;

- осуществляется только после изъятия этого участка у прежнего владельца, пользователя, собственника;

- ЗУ, находящийся в частной собственности, предоставляется только после выкупа его у собственника;

- ЗУ предоставляются с обязательным указанием цели использования;

- ЗУ предоставляются в определенных размерах;

- в процессе предоставления ЗУ деятельность гос. органов должна быть нацелена на охрану земель.

 

Общие основания возникновения прав на ЗУ:

 

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а так­же из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, по нс противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного управления и са­моуправления, предусмотренных законодательством в качестве основания воз­никновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанно­сти;

4) в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не за­прещен ным законодательством;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изо­бретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому липу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

 

 

Статья 12 Кодекса о земле определяет, что в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные:

• для строительства и (или) обслуживания жилого дома;

• обслуживания зарегистрированной организацией по государственной реги­страции недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организа­ция по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;

• ведения личного подсобного хозяйства;

• коллективного садоводства;

• дачного строительства.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной соб­ственности, осуществляется в соответствии с порядком об изъятии и предостав­лении земельных участков, установленным Президентом Республики Беларусь.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предо­ставляются преимущественно по результатам аукционов в соответствии с Ука­зом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Без проведения аукциона по продаже земельных участков в частную соб­ственность они предоставляются на вещных правах в соответствии с законода­тельными актами в области охраны и использования земель:

• государственным органам, иным государственным организациям (за ис­ключением предоставления земельных участков для строительства автозапра­вочных станций);

• сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фер­мерским) хозяйствам, иным организациям — для ведения сельского, подсобно­го сельского хозяйства;

• научным организациям, учреждениям образования — для исследователь­ских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

• государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям мест­ных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, — для ведения лесного хозяйства;

религиозным организациям, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для строительства культовых строений и мест погребения;

• гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты,— для строительства и обслуживания одно­квартирных, блокированных жилых домов в данных населенных пунктах;

• гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осу­ществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, — для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь — членов таких кооперативов;

• гражданам Республики Беларусь — для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных жи­вотных, а также отдельным категориям граждан Республики Беларусь в со­ответствии с законодательством — для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;

• садоводческим товариществам, гражданам Республики Беларусь — для ведения коллективного садоводства;

• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им дру­гого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);

• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — для оформления правоудостоверяюших документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения);

• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 2 мая 2006 г. разрешение сельских, поселковых, городских, районных исполнительных ко­митетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства в г. Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городов капитальных строений (зданий, сооружений), если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь.

 

Порядок передачи ЗУ в частную собственность:

1) граждане, имеющие во владении ЗУ самостоятельно решают вопрос о приобретении их в ЧС. Граждане подают заявление в местные исполнительные и распорядительные органы, в котором указываются:

- размеры ЗУ, находящихся во владении;

- цели, для которых они были предоставлены;

-размеры испрашиваемого ЗУ.

 

2) Местные И и Р органы в течение месяца рассматривают предоставленные документы и проверяют наличие у граждан ЗУ и их размеры

 

3) При наличии у граждан государственного акта на ЗУ, позволяющий определить его размеры, исполком принимает решение о переводе участка в ЧС

 

В решении о предоставлении земельных участков, находящихся в государ­ственной собственности, должны быть указаны:

- землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;

- площадь земельного участка и виды изымаемых земель;

- лица, которым предоставляется земельный участок;

- вещное право на земельный участок;

- цель предоставления земельного участка;

- сведения о переводе земельного участка из одних категории и видов в другие;

- размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмеще­ния, транзитный счет инспекции Министерства по налогам и сборам Республи­ки Беларусь для перечисления суммы потерь;

- наличие ограничений (обременении) прав в использовании земельного участка, в том числе земельного сервитута;

- условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;

- иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществле­ния государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и иные условия его занятия).

 

Если невозможно установить размеры участка, то в этом случае исполком до принятия решения поручает землеустроительным органам разработать схематический план участка

 

4) Гражданину выдается государственный акт о праве ЧС на землю.