Порядок передачи ЗУ из государственной собственности в собственность граждан
Основания возникновения прав на ЗУ
Тема 7. Распределение и перераспределение земель
1. Основания возникновения прав на ЗУ.
2. Порядок передачи ЗУ из государственной собственности в собственность граждан.
3. Передача ЗУ в собственность ЮЛ.
4. Государственная регистрация прав на ЗУ.
5. Прекращение прав на ЗУ.
Принципы предоставления земель:
- осуществляется компетентными гос. органами;
- осуществляется только после изъятия этого участка у прежнего владельца, пользователя, собственника;
- ЗУ, находящийся в частной собственности, предоставляется только после выкупа его у собственника;
- ЗУ предоставляются с обязательным указанием цели использования;
- ЗУ предоставляются в определенных размерах;
- в процессе предоставления ЗУ деятельность гос. органов должна быть нацелена на охрану земель.
Общие основания возникновения прав на ЗУ:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, по нс противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления, предусмотренных законодательством в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещен ным законодательством;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому липу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статья 12 Кодекса о земле определяет, что в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные:
• для строительства и (или) обслуживания жилого дома;
• обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;
• ведения личного подсобного хозяйства;
• коллективного садоводства;
• дачного строительства.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с порядком об изъятии и предоставлении земельных участков, установленным Президентом Республики Беларусь.
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются преимущественно по результатам аукционов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
Без проведения аукциона по продаже земельных участков в частную собственность они предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель:
• государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций);
• сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям — для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства;
• научным организациям, учреждениям образования — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;
• государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, — для ведения лесного хозяйства;
религиозным организациям, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для строительства культовых строений и мест погребения;
• гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты,— для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в данных населенных пунктах;
• гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, — для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь — членов таких кооперативов;
• гражданам Республики Беларусь — для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, а также отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством — для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;
• садоводческим товариществам, гражданам Республики Беларусь — для ведения коллективного садоводства;
• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);
• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — для оформления правоудостоверяюших документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения);
• гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 2 мая 2006 г. разрешение сельских, поселковых, городских, районных исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства в г. Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городов капитальных строений (зданий, сооружений), если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь.
Порядок передачи ЗУ в частную собственность:
1) граждане, имеющие во владении ЗУ самостоятельно решают вопрос о приобретении их в ЧС. Граждане подают заявление в местные исполнительные и распорядительные органы, в котором указываются:
- размеры ЗУ, находящихся во владении;
- цели, для которых они были предоставлены;
-размеры испрашиваемого ЗУ.
2) Местные И и Р органы в течение месяца рассматривают предоставленные документы и проверяют наличие у граждан ЗУ и их размеры
3) При наличии у граждан государственного акта на ЗУ, позволяющий определить его размеры, исполком принимает решение о переводе участка в ЧС
В решении о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, должны быть указаны:
- землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;
- площадь земельного участка и виды изымаемых земель;
- лица, которым предоставляется земельный участок;
- вещное право на земельный участок;
- цель предоставления земельного участка;
- сведения о переводе земельного участка из одних категории и видов в другие;
- размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, транзитный счет инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь для перечисления суммы потерь;
- наличие ограничений (обременении) прав в использовании земельного участка, в том числе земельного сервитута;
- условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;
- иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и иные условия его занятия).
Если невозможно установить размеры участка, то в этом случае исполком до принятия решения поручает землеустроительным органам разработать схематический план участка
4) Гражданину выдается государственный акт о праве ЧС на землю.