Из истории вопроса

Лекция № 8

Уроки внеклассного чтения

 

В системе Российского образования уроки внеклассного чтения официального берут свое начало с 1955 года, когда они были включены в систему учебно-воспитательной работы школ. Путь отечественной методики к читателю – школьнику был долгим. Постепенно учителя – словесники пришли к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности. Методика проведения уроков внеклассного чтения описывается еще в трудах педагогов конца 19-нач. ХХ в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева и др.

Словесники прошлого вынуждены были принять не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками книги вне класса часто гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие ученика, чем классные уроки.

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале ХХ века в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.

В начале 20-х годов ХХ века популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения. Разнообразные методы изучения нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рубакина.

В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен ряд социологических опросов и исследований: «Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни Советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников». Авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим интересом у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино». (Исследование художественных интересов школьников. – М., 1974, с. 68).

Интересен материал о читателе – школьнике, представленный в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.Н. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, В.П. Полухиной и др. В проведенных исследованиях читательских интересов школьников все чаще проходит мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивого интереса к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. По данному вопросу педагогом И.А. Бутенко был предложен эксперимент. (Старшеклассники должны были назвать основные источники информации о книгах. Ими оказались друзья, одноклассники, родители, а только затем – учитель, сам школьник, либо библиотекарь) – Сов. педагогика, № 10 – 1989.

В 70-80-е гг. было отмечено некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения. Объяснялось это их измененным регламентированием. Ведь зачастую школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными.

В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активно содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое в свою очередь, является опорой школьного курса.

Основная задача, стоящая перед уроками данного типа, - это обеспечение органической связи между классным и внеклассным чтением на основе учета существенных черт обоих видов чтения.

Интерес к урокам внеклассного чтения обострился в конце 80-х годов, когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение произведений, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы: игры, викторины, кроссворды, концерты, конкурсы, спектакли и т.д.

Учащиеся вправе выбирать произведения из списка, рекомендованного программой. Что же такое урок внеклассного чтения? Как замечает методист Бодрова Н.А. (В сб. Внеклассная и внешкольная работа по литературе под ред. Я.А. Ротковича, М., 1970, с. 127), «с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В то же время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и др. вспомогательные средства».

Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, - это особая атмосфера произведения, которая и определяет успех дела. Так считают Белицкая С.П., Барышникова З.В., Шапиро Д.Е. (Уроки внеклассного чтения в 5 классе. Л., 1962., с. 8). Особенно эта мысль актуальна для среднего звена.

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на внеклассное чтение. То, что дети читают самостоятельно, обязательно нужно учитывать не только на уроках внеклассного чтения, но и на уроках литературы.

Сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом – важный методический прием. М.А. Рыбникова предлагала использовать этот прием на уроках, потому что «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений».

В процессе изучения программного материала существуют пути сближения классного и внеклассного чтения:

1. Систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

2. Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным включением результатов этой работы в уроки по программе.

3. Планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

 

Планирование уроков внеклассного чтения.

При планировании системы уроков внеклассного чтения, важно предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие;

- сочетание произведений, разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

 

Подготовка к урокам внеклассного чтения.

 

На стадии подготовки к проведению уроков внеклассного чтения учитель, осуществляя связь классного и внеклассного чтения, продумывает пути и способы использования учащимися знаний и умений, сформировавшихся на уроках классного чтения (умение читать художественное произведение, ставить вопросы и отвечать на них, пересказывать текст, формулировать тему, идеи прочитанного, составлять планы, тезисы, конспект, давать характеристику героям, сопоставлять произведения разных авторов на одну тему, работать со справочными данными книги и т.д.). Таким образом, уроки внеклассного чтения представляют собой итог большой самостоятельной работы учащихся, но самостоятельность не формируется сама по себе. Учитель не может ограничиться только объявлением темы очередного урока внеклассного чтения и рекомендацией литературы к нему. Следует дать продуманные задания для групп и отдельных учащихся, учитывая их интересы и уровень читательской культуры. Всему классу обычно предлагаются ориентирующие вопросы для обдумывания прочитанного. Время от времени учитель проверяет темпы, характер, приемы самостоятельной работы учащихся с книгой, знакомится с их записями, подсказывает, те вопросы, над которыми следует особо подумать. Поэтому при оценке эффективности урока (или системы уроков) внеклассного чтения надо особенно иметь в виду три показателя:

1. полезность организованной учителем работы;

2. посильность предложенной учащимся деятельности;

3. долю участия детей в общем объеме учебной работы на уроке и при подготовке к нему. (Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1977, с. 187-188).

 

Типы уроков внеклассного чтения.

Теоретические работы по проблемам типологии уроков внеклассного чтения (Бодрова Н.А., Пантелеева Л.Т. и др.) убеждают, что при определении типов уроков следует исходить из содержания учебного материала, воспитательно-дидактических целей его изучения, обусловленных ими способов и приемов деятельности учителя и учащихся; небезразлично также место конкретного урока в общей системе занятий.

Урок внеклассного чтения в этом смысле – особое дидактическое единство. Он выделяется среди уроков, проводимых по программе, со всех сторон: содержательной, мотивационной, организационно-методической.

Опираясь на идеи методистов и опыт живой педагогической практики, можно выделить типы уроков внеклассного чтения, разделяя при этом понятия тип и вид урока. В типе урока отражается его основная образовательная, дидактическая и воспитательно-эстетическая направленность, в виде – конкретные организационные формы осуществления этой направленности. Каждый тип урока может воплощаться в нескольких видах, а виды могут иметь варианты.

 

Типы уроков внеклассного чтения

 

Уроки вводного (или Уроки обучающе- Уроки углубленно- Уроки

информативного) типа подготовительного аналитического обобщающего

типа изучения произв. типа

 

 

В среднем звене на вводных и обобщающих уроках учитель дает возможность ученикам увидеть свою читательскую деятельность в перспективе развития. Особое значение имеет анализ читательского опыта учащихся. Готовясь к урокам (вводному и обобщающему, все учащиеся пишут «отчет о своей читательской деятельности: сколько прочитано книг (за лето, за учебный год), какие написаны отзывы, называют произведения, глубоко затронувшие их сознание и чувства, осмысливают свой интерес к той или иной проблематике, героям, характеризуют книгу (книги), прочитанную (ые) по собственной инициативе.

Уроки в старших классах – новая более высокая ступень в организации внеклассного чтения. Школьники преимущественно обсуждают произведения современной литературы, и задача первых занятий – дать более или менее целостное представление о путях ее развития, назвать наиболее значительные темы и писательские имена, коротко обозреть произведения, которые станут предметом изучения на специальных уроках, и те, которые интересны и доступны для самостоятельного чтения. Одновременно продолжается обучение некоторым библиографическим навыкам: умению выбирать нужную книгу, сделать о ней запись и т.д.

На вводных уроках особенно активна роль учителя: он организатор, консультант, лектор; он разрабатывает план урока, отбирает материал, а затем выступает в роли своеобразного режиссера, исподволь включающегося в подготовку урока учащимися (пересказ эпизода или сюжета, мнение о герое, подготовка выставки, рассказ о литературном событии).

Особенность вводных уроков – их широкий, обобщающе-информативный характер.

Уроки этого типа могут быть различных видов.

В среднем звене: а) библиотечный урок;

б) урок о специфике самообразовательного чтения.

В старшем звене: а) урок обзор;

б) урок беседа;

в) уроки-рекомендации книг с выставкой;

г) уроки- лекции.