Урок как основная форма организации учебных занятий. Урок литературы в современной школе.

Лекция № 5

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок организует коллектив учеников для освоения нового материала, для решения любых вопросов образования и воспитания, для постановки самых многообразных задач практики. Урок призван выполнять функции обучения, воспитания и развития (триединство целей).

В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и др.

Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, М.А. Данилова, В.И. Стрезикозина, Ю.К. Бабанского, И.Т. Огородникова, И.Н. Казанцева, И.М. Левиной, Г.Д. Кирилловой и др.

Урок – звено процесса обучения. В практике современной школы – самое важное его звено. Сложности, которые возникают перед преподавателем, порождены главным образом тем, что урок является в одно и то же время и частью целого, и завершенным целым. Завершенности требуют разрыв между уроками во времени, разнообразные способы переключения внимания учащихся на иные формы деятельности, на иные предметы между уроками литературы.

Для решения проблемы целесообразного использования урока всем предметам важны существующие в практике и осмысленные теорией классификации типов урока. Как и всякая классификация, классификация уроков зависит от того, что положено в ее основу.

В основе классификации – цель (учебная цель): вводные уроки, уроки применения полученных сведений, уроки воспитания навыков, уроки повторения, уроки контрольные, уроки комбинированные, уроки получения сведений. (Иванов С.В. Типы и структура урока. М., 1962). В основе классификации – метод: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки объяснения нового, уроки тренировочные. (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962).

В.В. Голубков также разработал типологию уроков, связанную с анализом процесса обучения, с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В.В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока.

Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа (изучение художественных произведений) Н.И. Кудряшев суммирует три его основные разновидности: уроки художественного восприятия произведения, уроки углубленной работы над текстом произведения, обобщающие работу над произведением.

Задача уроков художественного восприятия произведений – «непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умение слушать или читать художественное произведение, развитие художественной зоркости, воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся».

В уроках углубленной работы над текстом Н.И. Кудряшев ставит задачу научить «школьников все более основательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами».

Если учитываются составленные звенья процесса обучения, то уроки могут группироваться и так: уроки вводные – в начале года, уроки вступительные – в начале изучения темы, уроки овладения новыми знаниями, уроки закрепления знаний, уроки применение полученных знаний. (Казанцев И.Н. Урок в современной школе, М., 1956).

Впоследствии в МПЛ предлагалось классифицировать уроки, используя для этого как основание цель организации занятий, обусловленную общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала, и уровнем обученности школьников. При таком подходе выделяются уроки изучения нового материала; совершенитвования знаний, умений и навыков; уроки комбинированные; уроки контроля и коррекции (Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981).

Наиболее проста для осмысления и применения классификация по основным дидактическим целям, в соответствии с которой выделяются: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и навыков, урок контроля и оценки знаний. (Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984).

Особое внимание в современной методике уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой).

Под структурой урока М.И. Махмутов (Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. М., 1978) понимает не его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся, причем различает внешнюю и внутреннюю структуру урока. В основе внешней структуры урока, который может быть и проблемным, и не проблемным, М.И. Махмутов видит решение трех дидактических задач: актуализация прежних знаний, формирование новых понятий и способов действия, формирование умений и навыков, умственных и практических действий. Элементами внутренней «логико-психологической структуры урока» он называет следующие:

1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.

2. Выдвижение предположений о вероятном пути решения и возникновения гипотезы.

3. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы.

М.И. Махмутов, решая в целом вопрос о проблемном обучении, подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока – активизация познавательной деятельности учащихся. В таких условиях возрастает роль учителя, его творческой работы в организации урока.

Итак, рассмотрим четырехчленную структуру урока (классический вариант).

этапы урока цель урока формы организации работы
1. Опрос   2. Объяснение нового материала   3 Закрепление нового материала 4.Задание на дом Контроль   Овладение новыми знаниями   Закрепление знаний   Организация самостоятельной работы дома Вызов ученика (учеников) Лекция, рассказ, лабораторная работа и пр. Упражнения, повторение, работа с учебником Инструктаж

В этой жесткой схеме фиксировались не только последовательность этапов урока, но и время, которое обычно затрачивалось на каждый из этапов.

Педагоги, психологи долго боролись с однообразием этой схемы. Специально доказывалось, что повторение однотипной структуры в каждом уроке не только оказывает пагубное влияние на процесс усвоения знаний, но и способствует формированию пассивной, эмоционально обедненной личности.

Сущность современного решения проблемы состоит в том, что урок должен быть гибким по структуре, отражать и специфику материала, и специфику процесса обучения. Как утверждал методист К.Д. Москаленко, необходимость внутренней логики урока как части процесса обучения делает беспредметным спор об универсальной внешней его структуре. (Москаленко К.Д. Психолого-педагогические основы эффективности урока. Воронеж, 1968).

Т.Ф. Курдюмова, продолжая размышления многих ученых-методистов об уроке как основной форме организации учебного процесса, попыталась установить специфику урока и «цикла уроков по учебному предмету «литература» внутри системы литературного образования.

Она отмечает, что специфика цикла уроков определяется логикой организации материала в программе. По мнению методиста, даже самая общая логика следования уроков при изучении одной темы программы будет различной в средних и в старших классах.

 

Рассмотрим каждую из них.

Место различных типов уроков в системе изучения темы

(среднее звено 5-8 классы)

Урок вводный Урок знакомства Урок (и) Урок выводов

с текстом анализа текста

 

Поскольку именно в средних классах есть темы, которые изучаются в течение одного урока, бывает так: на одном уроке реализуется подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ и подводятся итоги всей работы, т.е. сохраняется указанная выше логика, но все этапы, не разделенные временем, сливаются в единый процесс. Это целесообразно именно на первом этапе литературного образования: ученик не только осваивает определенный образец логики следования этапов общения с художественных текстом, но и овладевает механизмами такого общения, умениями, которые должны стать привычными и в том случае, когда эти этапы разобщены и для осознания их единства необходимо определенное усилие. Так, анализ небольшого произведения служит своеобразным прологом к анализу произведения большего объема, освоение которого занимает несколько уроков, а следовательно, и несколько дней или недель.

Место различных типов уроков в системе изучения

монографической темы (9-11 классов)

 

Биография писателя Урок (уроки) анализа Значение творчества

Место различных типов урока в системе

изучения обзорной темы (9-11 кл)

 

Вводный урок Микромонография Заключительный

(общая характеристика (или краткий обзор урок

темы) творчества писателя,

краткий обзор одной

из тем, анализ

одного произведения)

 

Как обзорные, так и монографические темы в старших классах обычно состоят из нескольких уроков, логика следования которых едина: в центре всегда стоит художественное произведение и его анализ. Однако, располагая самой общей схемой следования уроков, нужно находить достаточно мотивированную и убедительную для учеников последовательность обращения к разным типам уроков, которые вели бы к общей цели, вызывая при этом интерес, не отталкивая однообразием или излишней пестротой подходов и приемов. Одним словом, решение проблемы уроков, по мнению Т.Ф. Курдюмовой, лежит в создании общего представления о цикле уроков и в детальной разработке конкретного урока.

Учитывая неразрывную связь каждого урока с другими уроками, необходимо думать о структуре того конкретного урока, который предстоит провести. Ответственность задачи породила в методике многочисленные характеристики тех микроструктур, из которых состоит урок литературы: одни называют эти неразложимые части урока «шагами», другие – «фазами», «этапами»; говорят и о «смене учебных ситуаций» или пытаются организовать урок по законам строения драматургического произведения – тогда в нем отмечаются «завязка», «кульминация», «развязка».

При обращении к любой классификации предполагается, что педагог учитывает и запас сведений, которыми владеет класс, и реальные возможности класса, и свои возможности, и то, каким образом была организована работа на предшествующих уроках, и общий настрой на данном уроке. Максимальная гибкость и творческая яркость поисков помогают выработке четкой композиции для всей темы. Соподчиненность урока и системы уроков отнюдь не предполагает схематизма, однообразие. Отбор фактического материала, выбор видов ученической деятельности и форм руководства должны активизировать познавательный процесс, сделать урок эмоционально ярким, запоминающимся. Даже при условии, что один и тот же учитель будет вести уроки по одной и той же теме в двух параллельных классах и эти уроки будут следовать один за другим, неизбежны варианты, которые зависят от специфики класса. Умение создавать сугубо индивидуальные варианты уроков более всего свидетельствует об уровне педагогического мастерства.

Действующая (ие) программа (ы) точно обозначает все нормативные моменты урока и в то же время предполагает вариативность его организации. Словесник-человек творческий, находки учителей и методистов нужно оперативно осваивать, обсуждать, вводить в практику.

В программе под ред. Т.Ф. Курдюмовой в среднем звене используется принцип распределения учебного материала по трем кругам чтения. Уроки этих кругов чтения – это уроки чтения и изучения художественного произведения, чтения и обсуждения, внеклассного чтения.

Рассмотрим одну из возможных структур урока чтения и изучения художественного произведения.

1. Подготовка к восприятию новой темы – 5 минут

2. Восприятие, осознание, осмысление нового материала – 35 минут

а) чтение текста

б) текстуальный анлиз

3. Обобщение и систематизация полученных знаний – 3 минуты

4. Подведение итогов и домашнее задание - 2 минуты