Ответственность за экологические правонарушения

Управление природоохранной деятельности предприятий

 

Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются:

- на затраты на очистку водного бассейна;

- на затраты на очистку воздушного бассейна;

- на затраты на защиту земельных ресурсов от твердых отходов (в том числе от продуктов атомной энергетики).

В масштабах страны затраты на защиту атмосферы составляют 10-15%, водного бассейна – 75-60% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов.

Существует Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, на основе которой разработана Временная типовая методика определения экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды.

Оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет свои особенности. К ним относятся:

1. Эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается, в основном, в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

2. Региональный характер эффекта природоохранных мероприятий проявляется не только в пределах предприятия (отрасли), но и на всей территории, на которую распространяется их действие.

3. Большая доля социальных результатов природоохранной деятельности – улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т.п. – трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с Временной типовой методикой расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Такой результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потери ресурса. Разность между результатом и затратами характеризует экономический эффект.

Существует разделение экономического эффекта от мероприятий по охране окружающей среды:

- на первичный эффект, учитывающий снижение загрязнения окружающей среды и улучшение ее состояния;

- на конечный комплексный социально-экономический эффект, заключающийся в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства.

 

 

Экологическими правонарушениями называются противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические правонарушения подразделяются на экологические проступки, не относящиеся к категории общественно опасных, и экологические преступления, которые посягают на экологическую безопасность общества, причиняют существенный вред ОПС и здоровью человека.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения, являясь одной из форм государственного принуждения, имеет основную задачу — способствовать выполнению экологических интересов общества.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (раздел XIV) определен ряд видов ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Административная ответственность распространяется на организации, предприятия, должностные лица, отдельных граждан и устанавливается, например, за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении опасных отходов и т.д. В качестве мер административной ответственности наиболее часто применяются денежный штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения (ружья, рыболовные снасти), конфискация незаконно добытой рыбы, дичи и т.д.

Упомянутый закон определил и размеры штрафа, налагаемого в административном порядке. Так, для граждан штраф составляет до 10-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ); для должностных лиц — от 3- до 20-кратного размера МРОТ.

Уголовная ответственность, связанная с лишением свободы, конфискацией имущества, крупным денежным штрафом, определяется Уголовным кодексом РФ и наступает только по приговору суда. К особо тяжелым уголовным преступлениям относится, например, умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога. Уголовными преступлениями считаются незаконные охота, порубка леса, а также умышленное загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.

В соответствии со ст. 79 упомянутого Закона предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Практика показала, что наиболее успешно природоохранительные задачи решаются в тех субъектах РФ, в которых функционируют межрайонные природоохранные прокуратуры.

Подводя итоги, отметим, что опыт экономически развитых стран, а также отечественный свидетельствуют: обеспечение качества ОПС и рационального природопользования требует огромных материально-технических и финансовых затрат, причем при четком целевом использовании последних. В силу этого экономический механизм охраны ОПС и природопользования в России, представляющий собой совокупность норм экономической и юридической ответственности, должен развиваться в направлениях: 1) повышения экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов в выполнении экологических требований, т.е. необходимости создания условий, при которых выполняется принцип «загрязнитель желает платить»; 2) формирования и последующего распределения потока финансов в целях наиболее рационального использования средств, предназначенных для решения экологических проблем.

Экологическое законодательство России, фактически провозгласившее примат здоровья своих граждан перед экономическими интересами государства, имеет в своем арсенале большое количество апробированных в развитых странах с рыночной экономикой методов стимулирования природоохранной деятельности. Однако механизмы реализации последних применительно к предприятиям-загрязнителям остаются недостаточно эффективными, в частности совершенно не используется человеческий фактор — заинтересованность работника в повышении экологического качества своей деятельности. Без этого вряд ли возможно исправление острой экологической ситуации, в которой ныне пребывает страна.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство, и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект – это совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Природная Среда, в целом, и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные и пр.) являются предметом правонарушения. Эти компоненты позволяют определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства – хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящемся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность.

В экологических правонарушениях их предмет всегда рассматривается в связи с объектом.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующие субъекты различных форм собственности и подчиненности. Субъектами уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности могут быть только физические лица. Субъектами административной и гражданско-правовой – как физические, так и юридические лица.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется нарушением общеобязательных правил природо-пользования и охраны окружающей среды; причинением вреда экологическим интересам личности, общества или государства, либо созданием реальной опасности такого вреда. Например, охота в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и неосторожной. Так, незаконная вырубка деревьев и кустарников, засорение лесов отходами совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение лесов в результате небрежного обращения с огнем – по неосторожности, неумышленно.

Экологические преступления делятся на:

· административные;

· дисциплинарные;

· уголовные;

· гражданско-правовые.

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления.

Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

Преступления влекут за собой уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строго выговора, увольнения от должности.

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченными на то органами исполнительной власти государства, должностными лицами соответствующего государственного органа или судом и проявляется в виде штрафа, конфискации орудий совершения преступления, лишения специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами). За административные правонарушения Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает штраф в отношении граждан в размере от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы. В отношении должностных лиц предусмотрен штраф от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы. Предприятия, учреждения, организации штрафуются в размере от 50.000 до 500.000 руб.

Материальная ответственность обязывает работника возместить предприятию (учреждению) имущественный ущерб, причиненный по его вине.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в возложении имущественных убытков на лицо, допустившее неправомерное действие.

Уголовная ответственность определяется приговором суда. В новом УК РФ предусмотрена ответственность за:

· экоцид;

· уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства;

· сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Содержание главы «Экологические преступления» в новом УК РФ ориентировано на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Экологическим преступлением называются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.