Экологический контроль

Экологическая экспертиза, экологический контроль

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности, в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Объекты Государственной экологической экспертизы - Государственной экологической экспертизе подлежат ее предплановые, предпроектные и проектные материалы, намечены на территории РФ, независимо от их сметной стоимости, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Ответственность за проведение и организация экологической экспертизы возложена на территориальные органы Минэкологии.

Задачи экологического контроля, структура контроля.

Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:

- наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;

- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.

Система экологического контроля состоит из:

- государственной службы наблюдения за состоянием ОПС;

- государственного, производственного, общественного контроля.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной средыосуществляется уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

Государственный контроль осуществляется территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ (Минэкологии), в числе которых значатся Госкомприрода, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (Роскомгидромет), Комитет по водным ресурсам, Комитет по лесу, Комитет по геодезии и картографии, Комитет по геологии и минеральным ресурсам. Кроме того, большую нагрузку несут службы Госсанэпидемнадзора, ГАИ и другие государственные органы.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия.

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.

Второе направление по регулированию качества окружающей среды заключается в проведении государственного экологического мониторинга. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это ком­плексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей, среды под воздействием при­родных и антропогенных факторов (ст.1 Закона ООС). Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется органами государствен­ной власти РФ. Целью его проведения является получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Полученная информация используется для предотвращения или уменьшения неблагоприятных по

следствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга устанав­ливается Правительством РФ (ст. 63).

Третье направление по регулированию качества окружающей среды -контроль в области охраны окружающей среды, Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - это система мер, на­правленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения зако­нодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требова­ний и обеспечение экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64). В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министер­ства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66): - проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выпол­нения планов природоохранных мероприятий;

- проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуа­тации производственных и др. объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении госу­дарственной экологической экспертизы;

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;

- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридиче­ских и физических лиц при нарушении ими законодательства;

- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контро­лирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС),

Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения ме­роприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения тре­бований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).

Муниципальный экологический контроль должен осуществляться ор­ганами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединения­ми в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с за­конодательством. Результаты контроля представляются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).

Четвертое направление по регулированию качества окружающей среды - это проведение природоохранных мероприятий. Оно определено ст. 15 Закона ООС: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую не­гативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разра­батывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в по­рядке, установленном законодательством».

Особое место среди природоохранных мероприятий занимают меро­приятия по обращению с отходами производства и потребления. В соот­ветствии со ст. 51 Закона ООС запрещается сброс отходов а поверхност­ные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Основным же законом в области обращения с отходами является закон «Об отходах производства и потребления».

К методам экономического регулирования деятельности в области ох­раны окружающей среды относятся (ст. 14):

• разработка федеральных программ в области экологического раз­вития и целевых программ в области охраны окружающей среды;

• разработка и проведение природоохранных мероприятий;

• установление и взимание платы за негативное воздействие на ок­ружающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и др. виды негативного воздействия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки природных и природ-но-антропогенных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при осуществлении эф­фективных мер по охране окружающей среды.