Законодательные акты России

Правовые аспекты охраны природы.

Правовые основы охраны природы.

Лекция 15

 

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть XX века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны ОПС и экологической безопасности (рис. 15.1).

 

 

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Источники экологического права, образующие экологическое законодательство, представлены на рис. 15.2.

 

 

В основе системы экологического законодательства лежит Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 ст. 16), который охватывает все аспекты природопользования. Однако не отменены и многие положения ранее принятого (1991) Закона РФ «Об охране окружающей и природной среды».

Экологическое законодательство представлено федеральными закона­ми, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов. Основными законами но регулиро­ванию и охране окружающей среды являются федеральные законы: «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), «Об экологической экс­пертизе» {1995 г.)

Заглавным актом экологического законодательства является федераль­ный закон «Об охране окружающей среды» (Закон ООС), вступивший в силу с 12 января 2002 г. Закон ООС определяет правовые основы го­сударственной политики в области охраны окружающей среды. Суть поли­тики состоит в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранении благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и рациональном использовании природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих по­колений. Вместе с этим целью Закона ООС является укрепление правопо­рядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Закон ООС предусматривает обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В Законе ООС даются юридические определения окружающей среды и благоприятной окружающей среды. Окружающая среда - это совокуп­ность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечи­вает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом под качеством окружающей среды понимают ее состояние, которое характеризуется фи­зическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

При проведении хозяйственной и иной деятельности происходит нега­тивное изменение качества окружающей среды, то есть на нее оказывается негативное воздействие. Виды негативного воздействия на окружающую среду определены ст.36 Закона ООС:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

- сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхност­ные и подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электро-магнитны­ми, ионизирующими и др. видами физических воздействий.

При регулировании качества окружающей среды необходимо учиты­вать все виды негативного воздействия. Законом ООС определены пять основных направлений по регулированию качества окружающей среды города:

1. Установление нормативов качества. окружающей среды и нормати­вов допустимого воздействия на нее, глава V.

2. Проведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), глава X.

3. Проведение контроля в области охраны окружающей среды {эколо­гического контроля), глава XI.

4. Осуществление мероприятий по охране окружающей среды, глава IV.

5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, глава IV.