Проблемы экологии и безопасности городской среды
Среда современного большого города резко отличается от среды естественных экологических систем. Ее характеризуют: загрязнение химическими веществами и микроорганизмами, повышенный уровень физических воздействий (шум, вибрация, электромагнитные поля), информационное загрязнение. Город - это зона повышенной опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий и промышленных аварий. Все экологические проблемы города являются следствием хозяйственной и иной деятельности людей. К наиболее острым проблемам экологии городской среды относятся: загрязнение атмосферного воздуха, проблема «чистой воды», охрана растительного покрова и почв, управление отходами. Они будут рассмотрены в главе 4 данного пособия.
В данном параграфе рассмотрим проблемы автомобилизации, пространственной организации территории города, природно-техногенных опасностей для геологической среды, проблемы видеозагрязнения и светового загрязнения среды города. Рассмотрим также глобальную экологическую проблему потепления климата, внимание к которой возросло в связи с подписанием и ратификацией странами мирового содружества Киотского Протокола.
Проблемы автомобилизации. Процесс урбанизации сопровождается бурным ростом автомобилизации во всех странах мира. Уровень автомобилизации в городах развитых стран составляет более 400 автотранспортных средств (АТС) на тысячу жителей (табл. 1.6) [7]. Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушной среды. Кроме этого, следствием автомобилизации являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно во всем мире в ДТП погибает более 1 млн. человек. Результаты некоторых зарубежных исследований свидетельствуют о том, что на каждого погибшего приходится приблизительно 20.,.30 раненых, многим из которых требуется госпитализация. На лечение раненных в ДТП уходит 1...3% валового национального продукта каждой страны независимо от уровня ее экономического развития. По данным Комиссии Европейского сообщества, примерно 1 из 80 жителей Европы умирает в возрасте 40 лет и 1 из каждых 3 европейцев проходит курс лечения в больницах вследствие аварий па дорогах. Каждый год в Европе в результате ДТП погибают 45 тыс. человек и 1,6 млн человек получают ранения.
Уровень автомобилизации в России в 1998 г. составил 129 АТС, а к 2001 г. увеличился до 200 АТС на тысячу жителей. Несмотря на относительно невысокий уровень автомобилизации, уровень аварийности и дорожно-транспортного травматизма в России, по сравнению с развитыми странами, недопустимо высок (табл. 1.6).
Всего в 2000 г. на территории России зарегистрировано 157,6 тыс. ДТП, в которых погибло 29,6 тыс. и ранено 179,4 тыс. человек. В среднем из каждых 100 тысяч жителей страны в ДТП пострадали (погибли и получили ранения) 144 человека. Число погибших на 100 пострадавших составило 14 человек.
Основной причиной ДТП является несоответствие скорости АТС конкретным условиям движения (29% ДТП). Неудовлетворительные дорожные условия являются причиной 23% ДТП. Доля ДТП по причине технически неисправного транспорта составила 2,2% .
Среди всех пострадавших в ДТП людей абсолютное большинство составляют пешеходы. На их долю пришлось 44,1% от общего числа погибших и 38,4% - раненых. В среднем по стране из каждых 100 пострадавших пешеходов погибают 16 человек. На долю пострадавших водителей приходится соответственно 27,9 и 27,2% от общего числа погибших и раненых.