Опыт создания свободных экономических зон в Китае.
В свободных экономических зонах Китая, как и других государств мира, установлен льготный таможенный режим для зарубежных предпринимателей. В целях привлечения иностранных инвестиций принимающая сторона может также предоставлять и иные льготы, например, налоговые.
Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань — одноименная провинция страны. В 1984 г. правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, т.е. все крупные портовые города страны.
В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.
В 1990 г. правительство приняло решение об открытии и освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны».
После 1991 г. решениями Госсовета КНР статус открытых для внешнего мира получили ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 -освоения новых и высоких технологий государственного значения.
Все ОЭР расположены в юго-восточной части Китая. Шэньчжэнь-ский ОЭР находится в южной части провинции Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Сянгана (Гонконга), общая его площадь составляет 327,5 км2; Шаньтоуский ОЭР возник в юго-восточной части провинции Гуандун и состоит из двух частей: района вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь — 22,6 км2) и района на полуострове Гуанъао в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь — 30 км2); Чжухайский ОЭР обосновался в южной части провинции Гуандун на западном берегу реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем (Макао) и занимает площадь 121 км2; Сямэньский ОЭР расположен на островах Сямэньдао и Гуланъюй и в собственно городе Сямэш. (общая площадь района — 131 км2); Хайнаньский ОЭР занимает территорию всего острова в 34 тыс. км2.
ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции. В ОЭР развивается в основном обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.
Правда, все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на голом месте современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и т.д. и т.п.). Причем необходимо особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность. Поэтому надежды некоторых российских хозяйственников, что иностранцы горят желанием приехать в Россию, чтобы обустроить нашу неухоженную бескрайнюю территорию, очень далеки от реальной мировой практики.
Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов США.
Новый район Пудун площадью 350 км2 расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая. Создание района Пудун рассчитано на превращение Шанхая в один из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Это первый шаг к открытию городов вдоль реки Янцзы. Правительство КНР предоставило этому району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции.
В 1990 г. генеральный план развития района Пудун был утвержден Госсоветом КНР, а в 1991 г. здесь началось интенсивное строительство. Быстро растет инфраструктура. Так, построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены такие объекты, как Вайгаоцяоская электростанция, Линьцяоская станция водоснабжения, система связи и другие объекты. Сформировались Вайгаоцяоская беспошлинная зона, Луцзяцзуйская зона торгово-финансовой деятельности, Цзиньцяоская зона обрабатывающей промышленности, ориентированная на экспорт, Чжанцзянская зона освоения новых и высоких технологий.
В Пудунской промышленной зоне сооружается несколько сотен объектов. В 1992 г. по решению Госсовета КНР шесть городов на берегу Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань, Хуанши и Чунцин), а также ХэЛэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В настоящее время открытая полоса вдоль реки Янцзы простирается от Пуду-на (Шанхай) до Чунцина (провинции Сычуань, являющейся самой крупной по численности населения в Китае).
Создание беспошлинных зон является важным шагом в целях расширения внешнеэкономических связей КНР и привлечения иностранных инвестиций. Беспошлинная зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах «свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли». В этих зонах действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.
После 1990 г. с разрешения правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны:
1) Вайгаоцяоская (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 км2 (наиболее открытая в Китае);
2) порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзинь-ского морского порта (занимает 5 км2 и являющаяся самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае);
3) Даляньская, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения, площадью 1,25 км2;
4) Шатоуцзяоская — в поселке Шатоуцзяо г. Шэньчжэнь (площадь 0,2 км2);
5) Футяньская, площадью в 1,35 км2, расположенная в южной части г. Шэньчжень, в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом;
6) Гуанчжоуская, площадью 1,4 км2, в северо-восточной части Гуан-чжоуской зоны технико-экономического освоения;
7) Чжанцзяганская, площадью (по проекту) 4,1 км2, расположенная в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганско-го речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту;
8) Хайкоуская, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей промышленности г. Хайкоу, занимающая 1,93 км2;
9) Циндаоская, охватывает западный берег залива Цзяочжоувань близ г. Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 км2;
10) Нинбоская, площадью 2,3 км2, расположенная в северной части Бэйлуньганского морского порта г. Нинбо;
11) Фучжоуская, находящаяся на территории Мавэйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 км2;
12) Сяньюйская беспошлинная зона г. Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 км2);
13) Шаньтоуская, площадью 2,3 км2, расположенная в Шаньто-уском ОЭР.
Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них уже функционируют несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов США. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту. Из приведенного выше перечня беспошлинных зон видно, что они сформированы во многих приморских городах и занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Нельзя не отметить также, что устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект приносит ощутимый спустя короткий период времени.
В 1992 г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэй-лунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая решило открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзяч-жуан.
Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и российский Дальний Восток. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля на основе бартерных сделок.
Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В не меньшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России. Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как порой практикуется на Дальнем Востоке.
В Китае руководство страны полностью отдает себе отчет в том, какие выгоды можно ожидать от приграничного сотрудничества. Поэтому, согласно постановлению Госсовета КНР, 13 открытых приграничных городов имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых осуществляется политика предоставления льгот, как в приморских зонах технико-экономического освоения [48].
Как уже отмечалось, одной из важнейших целей создания всего многообразия СЭЗ в Китае является привлечение иностранных инвестиций. Китайская Народная Республика, несмотря на многие препятствия и трудности, с поставленной целью успешно справляется. В среднем ежегодно в эту страну поступает порядка 40 млрд дол. иностранных инвестиций. В этом видится сегодня ответ на вопрос: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?
Свободная экономическая зона «Находка»
Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находка и Приморского района Приморского края. Целью ее создания является расширение торгово-экономического и научно технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока.
Находка — самый крупный незамерзающий дальневосточный порт, который находится в непосредственной близости от крупнейших центров стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Он располагает раз витой инфраструктурой, строительной базой и достаточным промышленным потенциалом; с прилегающим Партизанским районом имеет большие свободные территории, которые могут быть использованы для строительства промышленных объектов, складских комплексов, развития туристического бизнеса. Непосредственно к городу примыкает крупный сельскохозяйственный район, расположенный в живописной Золотой долине вдоль реки Партизанка (до 1972 г. — Сучан), огражденный невысокими горами с запада и востока. Особый микроклимат позволяет выращивать здесь богатые урожаи овощей, бахчевых, ягод и фруктов.
До недавнего времени Находка была единственным на Дальнем Востоке открытым гражданским портом, поэтому на сегодняшний день она имеет большой опыт внешнеэкономической деятельности.
Дальний Восток относится к районам страны, на развитие которых внешнеэкономический фактор может оказать существенное воздействие, поскольку здесь есть необходимые условия, позволяющие развивать экономику на рыночной основе с большей открытостью и высокими темпами, чем во внутренних регионах России.
Вовлечение российского Дальнего Востока в международное разделение труда в АТР является желательным процессом для стран этого региона. Однако существует множество проблем, связанных с привлечением сюда зарубежных капиталов и технологий. Это прежде всего отсутствие преимуществ в инвестировании по сравнению с другими странами, что в условиях обострения конкуренции за привлечение иностранного капитала в АТР оставляет российскому Дальнему Востоку мало шансов в конкурентной борьбе. Поэтому сегодня важное значение приобретает политика, направленная на ускорение формирования благоприятного микроинвестиционного климата на отдельных территориях за счет дополнительных льгот до тех пор, пока инвестиционный климат не будет соответствовать международному уровню.
Со СЭЗ «Находка» связывались большие надежды. Здесь рассчитывали создать благоприятный инвестиционный климат. Формирование СЭЗ должно было осуществляться за счет самофинансирования и привлечения частного отечественного и зарубежного капитала. Правительство России выделило администрации СЭЗ налоговый кредит в 100 млрд руб. натри года под целевые первостепенные проекты реконструкции транспортной инфраструктуры.
За последние годы в СЭЗ удалось развить финансовую инфраструктуру. Здесь функционируют банковские учреждения, среди которых филиалы Промстройбанка, Внешторгбанка. На фондовом рынке действует 10 компаний. Они оказывают услуги по учету ценных бумаг, управлению собственностью, аудиту. Созданы 70 предприятий, более половины из них с иностранным участием.
Развивается сотрудничество СЭЗ с российскими регионами. Совместно с лесопромышленниками Хабаровского и Красноярского краев, Амурской и Иркутской областей строятся предприятия по переработке лесопродукции. Разрабатывались проекты с участием иностранного капитала. Однако сегодня они являются в лучшем случае декларациями о намерениях, нежели реальностью. Многие начинания остановлены. Город с хроническим дефицитом электроэнергии, плохими дорогами, слабым обеспечением сельскохозяйственными продуктами, нехваткой гостиниц не привлекает серьезные инвестиции.
Все основные доходы СЭЗ направляются в федеральный бюджет, из которого административный комитет СЭЗ получает бюджетный кредит на программы развития, и прежде всего — инфраструктуры.
Развитие большинства СЭЗ, в том числе и «Находки», тормозится неурегулированностью таможенных и налоговых вопросов. Таможенный кодекс РФ 1993 г. отменил все налоговые и таможенные льготы, если это не оговорено в законе. Вплоть до сегодняшнего дня то они отменяются, то вводятся вновь. Так, в особой экономической зоне Калининградской области льготы отменили в январе 2001 г. Сразу встало производство. Если прежде область получала 140 млн руб. в месяц в областной бюджет, то за 20 дней января — только 20 млн руб. Отсюда рост цен на 20—30%, невыплата заработной платы и прочие социальные потрясения. Такая неопределенность не способствует нормальному функционированию СЭЗ.
Недавно Вьетнам ввел льготы для иностранных компаний. Вся территория страны объявлена свободной экономической зоной, и туда уже ушла половина предприятий южнокорейского технопарка СЭЗ «Находка».
Сегодня СЭЗ «Находка» работает за счет снятия ренты со своего географического положения и уже существующих крупных инфраструктурных узлов, превращаясь в перевалочную базу грузов, провходящих по Транссибирской магистрали. Но этот источник существования и развития СЭЗ может иссякнуть, потому что вследствие высоких транспортных тарифов Транссиб становится неконкурентоспособным по сравнению с параллельной железной дорогой на территории КНР.
Большая часть населения СЭЗ «Находка» находится вне сферы её деятельности. В то же время в зоне действует масса полукриминальных коммерческих структур, и она превращается в перевалочную базу контрабанды.
Сегодня есть намерения отказаться от комплексного развития региона и перейти к созданию пяти локальных таможенных зон типа «Шереметьево». На деле эта идея отражает желание директората крупных приватизированных предприятий официально укрепить свои позиции, добившись для контролируемых им зон особого статуса.
Политика федеральных властей не содействует расширению экономических связей. В целом либерализация внешнеэкономической деятельности в том виде, как она осуществляется в России, не способствует формированию в регионе единого рынка, межтерриториальных экономических и технологических связей, структурных сдвигов, хотя, естественно, осуществить эти перемены достаточно трудно.
До сих пор низкие темпы экономического развития региона, чрезмерная специализация на добывающих отраслях, неразвитость инфраструктуры, сильная зависимость от внутренних регионов России, политическая нестабильность в стране отпугивают потенциальных инвесторов. Практически кроме природных ресурсов трудно назвать другие привлекательные для иностранного капитала черты дальневосточной экономики.
Свободная экономическая зона «Янтарь»
Если СЭЗ «Находка» представляет интерес с точки зрения того, что она была законодательно оформлена и образована первой, то СЭЗ «Янтарь» (Калининградская область) представляет интерес как полуанклавная территория России.
Исключительно выгодное стратегическое положение области -Балтика, незамерзающий порт — обусловливает заинтересованность стран-соседей, в первую очередь Литвы, Польши, в развитии этой территории и экономическом сотрудничестве с ней. Германия также заинтересована в развитии российского полуанклава как своей бывшей территории. Но поскольку правовая принадлежность ее России жестко закреплена Потсдамским договором и незыблема, то Германия инициирует вложения капиталов стран ЕС, но собственных средств не вкладывает, так же как не стремится переселить туда российских немцев и собственных граждан. Подобное поведение Германии объясняется также тем, что она не желает ссориться с Польшей, которая не заинтересована в проникновении германского капитала и поселении немцев на этой территории.
Все политические силы России заинтересованы в сохранении Калининградской области в составе государства, но будущее полуанклава представляют себе по-разному. Одни ратуют за то, чтобы превратить ее в свободную экономическую зону с предоставлением широчайших полномочий местным властям как во внутреннем устройстве, так и во внешних сношениях. Другие полагают, что на этой территории целесообразно образовать несколько ограниченных зон свободной торговли с предоставлением им значительных субсидий. Есть и другие взгляды.
На этой сравнительно малой территории площадью 15,1 тыс. км2 с населением до 1 млн человек тесно переплетаются политические, экономические и другие интересы многих государств.
Экономическое положение области вплоть до сегодняшнего дня остается крайне тяжелым. Она не получает сколько-нибудь значительной иностранной помощи и жизненно необходимых ей средств из российского бюджета. Несмотря на законы, принятые Госдумой и Советом Федерации, указы Президента РФ, они зачастую уходят в другие регионы.
Сегодня в области сосредоточена высокоразвитая и одновременно узкоспециализированная промышленность, высокоинтегрированная в экономику России. Здесь сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря, ежегодно добывается 800 тыс. т высококачественной нефти, область также богата торфом и редкоземельными металлами. Среди гражданских отраслей промышленности важное место занимает рыбопромышленный комплекс, на который приходится 40% производства и 70% экспортного потенциала области.
Вопрос о создании СЭЗ был поставлен руководителями области в конце 80-х годов. В 1991 г. решением Верховного Совета РФ было объявлено об учреждении СЭЗ «Янтарь», а Правительство утвердило Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области. 22 января 1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области».
Цели создания СЭЗ «Янтарь»:
· ускорение решения задач социально-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
· обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
· развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
· отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
СЭЗ «Янтарь» располагается в границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа в пределах экономической зоны России. Положение о СЭЗ распространяется на все предприятия, расположенные на территории зоны. Им предоставляются существенные льготы. Так, налог на прибыль снижался на 50% при условии, если годовой экспорт составлял не менее 50% объема производства.
В области была разработана и реализовывалась программа социально-экономического развития на 1995—2000 гг. Для ее претворения в жизнь требовалось 6 млрд долл. инвестиций. Доля средств федерального бюджета предусматривалась в размере 37%, доля заинтересованных регионов России должна была составить 15%. Остальные средства должны были сформироваться за счет частных российских и иностранных инвесторов.
Одной из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику области являлось создание предприятий с участием иностранных партнеров. На начало 1995 г. Комитетом по развитию СЭЗ «Янтарь» было зарегистрировано более 900 предприятий с иностранным капиталом, среди них 260 с полным и 650 — с долевым участием. Было зарегистрировано также 34 филиала российских предприятий. Капиталовложения в область делали как страны дальнего (Франция — 44% всех зарубежных вложений), так и ближнего зарубежья (Польша — 5%, Литва - 4,25%).
Привлечение иностранных инвесторов осуществлялось также фондом имущества области путем проведения инвестиционных конкурсов по продаже пакетов акций приватизированных предприятий.
В качестве приоритетных задач в регионе считают развитие Калининградского морского порта, международной курортно-туристической зоны и янтарного производства.
Сегодня изменения в экономике СЭЗ осуществляются медленно и не всегда в лучшую сторону. Программа по развитию СЭЗ на 1995— 2000 гг. в значительной мере осталась протоколом о намерениях из-за отсутствия инвестиций. Калининградская область неконкурентоспособна: у иностранцев есть выбор, поэтому инвестиции из-за рубежа в области невелики.
В целом обе СЭЗ — «Находка» и «Янтарь» — все больше превращаются в перевалочные пункты грузов, а не в производящие территории.
Деятельность научных парков и технополисов в российской федерации
Практическое решение проблемы активизации инновационной деятельности связано с использованием имеющегося огромного потенциала науки и техники, прежде всего в тех регионах и зонах, где для этого имеются условия. Речь идет о выделении особых региональных производственно-научных систем, способных стать «полюсами роста». Обобщенное название таких инновационных центров — технопарковые структуры (техноэкополисы, технопарки, наукограды).
Традиционно под технополисом понимают город, в экономике которого ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий и использующие эти технологии предприятия. Однако это определение не отражает главного: новые технологии служат здесь лишь инструментом для создания иной системы взаимоотношений между самими людьми и между людьми и природой.
Впервые, стихийно, процесс создания технополисов начался в США, но лишь Япония сделала его осознанной политикой, сформулированной на государственном уровне. Здесь в 70-х годах была разработана стратегическая линия развития, в основе которой лежит государственно-организованный процесс сознательного использования научного и культурного потенциала человечества в интересах сохранения и процветания японской нации. Стратегия получила название «Стратегия технополисов» — выращивания совместными усилиями властей (центральных и местных), бизнеса и науки новых условий жизнедеятельности людей.
Обратимся к материалам, предоставленным губернатором провинции Оита г-ном Морихику Хиромацу (одним из отцов японского «экономического чуда»). Префектура Оита (Ооита, Ойта) расположена на острове Кюсю (юго-западная часть Японии) на площади 630 га, в часе-полутора лёта от Токио. Население — 1 млн 260 тыс. человек. Морихику Хиромацу стал губернатором в 1979 г., после работы в Министерстве внешней торговли и промышленности. Цель своей деятельности он определил как активизацию жизни местного населения и на этой основе — повышение его жизненного уровня и создание такого общества, в котором можно получить удовлетворение по отношению к красивой природе, безопасности и стабильности жизни, комплексным бытовым условиям. К 1987 г. доход на жителя префектуры превысил аналогичный показатель Франции и Канады. Цель реализовывалась по трем направлениям: