Свободные экономические зоны как средство региональной политики. Цели создания СЭЗ. Типология СЭЗ. Управление создание СЭЗ. Регулирование деятельности СЭЗ.
Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ). Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных экономических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились права Продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. — в Гибралтаре и даже в Бангкоке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения беспошлинной торговли.
Современная история зон свободного предпринимательства началась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о создании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на западе острова, в устье одноименной реки, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприятия. Благодаря удобствам транспортно-географического положения находящегося на трансатлантическом воздушном пути аэропорта и представлению целого ряда льгот для инвесторов эта зона довольно быстро достигла успехов.
Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы. Преимущественно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.
В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них проходит '/ш мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн человек. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похожие, но все-таки разные функции.
Формирование и развитие СЭЗ в России. Первым этапом становления СЭЗ в России можно считать конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической политики через создание совместных предприятий появились формально допустимые возможности создания зон свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так и не был реализован.
Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг., что отразилось в ряде государственных решений. Так, летом 1990 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленинграда и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца — территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области. В ноябре 1990 г. российское правительство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка). В июне—ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпринимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлечение иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от небольших участков до территорий крупных областей. Так, по площади СЭЗ «Даурия» (более 400 тыс. км2) намного превышает территории большинства европейских государств. Множество проектов создания СЭЗ инициировалось местными органами власти, которые и добивались принятия соответствующего постановления на федеральном уровне, так как решение о создании СЭЗ обязательно должно быть принято на уровне страны в целом.
В то же время не получили государственной поддержки разработанные планы формирования СЭЗ в Кронштадте, Таганроге, Республике Карелия и ряде других городов и регионов России, а также проект создания крупного международного Хасанского морского порта с функциями СЭЗ на стыке границ России, Китая и Северной Кореи.
Цели создания СЭЗ. Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие — с целью привлечения иностранных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические:
· более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
· привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
· использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
· увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
Социальные:
· комплексное развитие отсталых регионов;
· увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
· обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
· насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические:
· использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
· приобщение к новым формам управленческого труда;
· привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
· повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
В соответствии с поставленными целями определяются конфигурация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей. Число конкретных целей создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды хозяйственной деятельности и нивелируют предполагаемый эффект. СЭЗ создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем их селективной поддержки.
Требования к размещению СЭЗ. Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению СЭЗ относятся:
· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
· развитый производственный потенциал, наличие производствен ной и социальной инфраструктуры;
· наличие территории, располагающей уникальными по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т. д.).
Определение и типология СЭЗ. Отталкиваясь от определения свободной зоны, вошедшего в международно-правовую практику благодаря VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур, можно сформулировать следующее общее определение СЭЗ: под свободными экономическими зонами следует понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время нет. Существует множество подходов, классифицирующих свободные экономические зоны. Можно сказать, что каждый исследователь, занимающийся этой темой, предлагает свою классификацию свободных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа: зоны свободной торговли, зоны предпринимательства, зоны реконверсии.
В мировой практике существуют два основных подхода к созданию СЭЗ — территориальный и режимный. В практике чаще всего используется территориальный подход. При подобной форме организации механизма свободной экономической зоны льготный режим предоставляется предприятиям, расположенным на конкретной территории. При режимном подходе определенные преимущества предоставляются предприятиям вне зависимости от их размещения. А уже в рамках каждого из этих подходов существует все многообразие видов свободных экономических зон.
Производя дальнейшую классификацию, современные исследователи используют дополнительные характеристики, которые позволяют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следующим критериям:
· по характеру деятельности или функциональному предназначению (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные зоны);
· по степени интегрированное в мировую и национальную экономику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной территории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику);
· по отраслевому признаку;
· по характеру собственности (государственные, частные и смешанные).
В зависимости от способа оформления границ зоны И режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) И интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.), но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Классификация по признаку хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне субъектов — представлена на рис.5.4.
Рис. 5.4. Типы специальных экономических зон в соответствии с хозяйственной специализацией.
Характеристика типов СЭЗ. Зоны свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выделенные за пределы национальной таможенной территории. СЭЗ специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.). В зависимости от выполняемых ими функций зоны свободной торговли подразделяются на:
· зоны свободного транзита;
· свободные таможенные зоны;
· торгово-производственные зоны.
Зоны свободного транзита предназначены для обслуживания большого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается минимум формальных процедур при пересечении товарами границ. В свободных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.
Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью.
Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. По признаку преобладающих рынков сбыта промышленно-производственные зоны подразделяются на:
· зоны замещения импорта (внутренний рынок страны);
· экспортные зоны (внешние рынки);
· экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация).
В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Наиболее близкими к данной модели зон являются научные парки и технополисы.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также офшорные образования.
Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Цели и варианты создания зон различного типа неодинаковы, однако общими чертами большинства зон являются следующие:
· создание зон нацелено на решение задач развития определенной территории;
· зоны создаются на ограниченное время;
· в них предусматривается минимальное вмешательство государства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравнению с другими территориями сокращено.
На практике СЭЗ редко может быть четко отнесена к одному из типов, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.
Условия создания СЭЗ. Мировой опыт создания свободных экономических зон показывает, что для успешного функционирования необходимо обеспечить ряд экономических и социальных условий, которые могут быть объединены в следующие группы:
· общеэкономические (национальные) условия (стабильность политической и экономической ситуации, совершенные законы и инструкции, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции);
· региональные условия (наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования, сеть распределения товаров, профессиональный сервис), а также наличие нормальных условий жизнедеятельности населения);
· система льгот и стимулов для инвесторов, которая может включать низкие экспортно-импортные пошлины, льготное налогообложение; свободная репатриация прибыли и ряд других условий.
Регулирование деятельности СЭЗ. Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное и трудовое законодательство.
Каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения, которые направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (банковские услуги и т. д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелких или крупных).
Можно выделить четыре группы льгот:
- внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;
- фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компонентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
- административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг [51, с. 363].
Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах целесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.
В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).
Управление функционированием СЭЗ. Если следовать принятой классификации регионов, то свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами. Обеспечение специального режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает особые проблемы организации механизма функционирования зоны.
СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т. п. При этом следует учитывать, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать относительно обособленной системой хозяйственного управления, т. е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.
Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне, так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:
· создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномочиями, включая делегированные разными ведомствами;
· наличие в стране государственного органа по координации и контролю развития зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;
· непосредственное подчинение администрации зоны уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.
В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления:
· администрация зоны, выполняющая функции организационно-
· правового и хозяйственного регулирования;
· корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.
Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих принципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подготовки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строительных, транспортных, информационных и пр.) организаций.
Преимущества и недостатки функционирования СЭЗ. Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.
Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.
Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на развитие территории, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т. д.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей.
Конкретные рамки и размеры льгот устанавливаются на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они определяются в зависимости от величины потерь, обусловленных предоставленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффектом от разрешения проблем территории.
Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии:
- стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала;
- стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта;
- стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством;
- стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.
В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.
Особенности специальных технико-внедренческих зон. Технополисы, инновационные центры, научно-технические парки являются формами специальных зон технико-внедренческого типа. Это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреждений либо путем конверсии промышленно-производственных зон. Основной идеей их создания является интеграция субъектов инновационной деятельности в регионе и реализация на этой основе агломерационных эффектов.
Государственная поддержка технико-внедренческих зон выражается в предоставлении финансовых ресурсов, создании инфраструктурных объектов, а также принятии и реализации специальных планов развития. Правительство субсидирует исследовательскую деятельность в технополисах, финансовая помощь оказывается мелким и средним компаниям, участвующим в программе.
По форме технополисы представляют собой создаваемые или развивающиеся при поддержке правительства научно-технические городки, в которых обеспечены условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством и подготовкой кадров (ученых, инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих). Одновременно обустраиваются комфортабельные жилые зоны с хорошими культурно-бытовыми и экологическими условиями, чтобы привлечь в технополисы ученых и специалистов из других районов.
В основе функционирования научно-технических парков лежит принцип деятельности промышленных парков, представляющих собой зоны промышленной застройки с полным набором необходимых служб и системами транспортного, информационного, телекоммуникационного обслуживания.
Промышленный парк — участок земли, оборудованный необходимыми элементами инфрастуктуры (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, производственные здания), продаваемый или сдаваемый в аренду предпринимателям для организации промышленных предприятий. Каждый такой парк может быть рассчитан на различное количество предприятий в зависимости от его площади (емкости), а также от размеров размещаемых на его территории производственных единиц.
Научно-технические парки включают в себя сеть научно-исследовательских фирм, организаций, лабораторий, промышленных объектов, расположенных на компактной территории, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводительные затраты времени. Создание научно-технических парков дает возможность повысить инновационный цикл за счет того, что взаимодействие между научным центром и производством позволяет расширить взаимное понимание проблем и потребностей, бизнес получает более быстрый доступ к новым разработкам; а также предоставляет возможности использования научно-технических ресурсов; взаимодействие создает возможности для открытия новых видов бизнеса, выпуска новых видов продукции и т. д.
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны(СЭЗ) — это особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Первые особые зоны появились еще в XVI в. Тогда их роль выполняли свободные порты, служившие перевалочной базой в торговле Европы со странами Востока. В разное время свободными портами были Генуя, Гамбург, Бремен, Копенгаген и другие города. В некоторых свободных портах формировались «зоны свободной торговли», в которых не взимались таможенные пошлины. Практика «свободных портов» существует и в наши дни. Функционируют они успешно. Сегодня ими являются Гонконг и Сингапур.
Впервые СЭЗ в их современном пониманий были созданы в США по Акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их цель — активизация внешней торговли за счет снижения таможенных издержек путем сокращения импортных тарифов на детали и комплектующие для производства автомобилей. Предприятия, действующие в зонах, выводились из-под таможенного контроля США.
После Второй мировой войны СЭЗ стали возникать в развивающихся странах. В настоящий момент существуют они и в развитых странах. Особенно широкое распространение СЭЗ получили в 70-х годах XX в.
В середине 90-х годов в мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе более 300 экспортно-производственных зон, 400 научно-промышленных парков. Экспорт товаров из экспортно-производственных зон достиг в рассматриваемый период 25 млрд долл. США, число занятых превысило 3 млн человек. Сегодня около 130 свободных таможенных зон находятся в Европе, более 180 — в США. Зоны экспортного производства в основном сосредоточены в развивающихся странах.
Эволюция СЭЗ происходит постоянно, причем не в жестких, однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.
В современной мировой практике существует до 30 разновидностей СЭЗ, действующих более чем в 80 странах мира. Назовем некоторые из них:
· свободные порты;
· зоны свободной торговли;
· зоны свободного предпринимательства;
· экспортные зоны;
· свободные приграничные зоны;
· зоны свободного хранения;
· банковские зоны;
· зоны технико-экономического развития;
· зоны свободного страхования и др.
Ученые и практики как в нашей стране, так и за рубежом определяют СЭЗ по-разному. Однако, несмотря на текстовые и национальные различия в определениях статуса СЭЗ, сегодня в мире сложилось общее понимание их сути.
В соответствии с документами Киотской конвенции 1973 г. под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории.
Вмировой практике используются два пути создания СЭЗ. В одном случае во главу угла ставят территориальный подход, рассматривая СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется льготный режим. Другой подход — режимный: зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставляются некоторые преимущества при соблюдении определенных условий.
Созданием и развитием СЭЗ государства преследуют решение конкретных экономических, социальных, научно-технических и других задач. Важнейшие среди них:
· привлечение иностранного и национального капитала;
· ускорение развития отсталых регионов;
· создание слоя высококвалифицированной рабочей силы;
· привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий, ученых и специалистов;
· ускорение инновационных и внедренческих процессов и др.
Система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, индивидуальна и.тесно связана с реализуемыми программами и проектами.
В то же время практика СЭЗ показывает, что цели и задачи, декларируемые при их образовании, довольно редко совпадают с последующей реальностью их выполнения. Воплощаются они в жизни лишь частично, в последние годы в мире полной их реализации вообще не наблюдалось.
Спецификой среди свободных зон обладают офшорные зоны, хотя зачастую их отождествляют с СЭЗ. Первоначально офшорные зоны ориентировались на развитие туризма. Сегодня их деятельность связывается в основном с обслуживанием финансовых операций. Они являются «фискальными оазисами», предоставляя существенные льготы по налогам и обслуживанию финансовых потоков. Кроме того, гарантируется отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций в любой валюте, анонимность, секретность финансовых операций и многие другие послабления, причем в каждом офшоре индивидуальные. Наряду с финансовыми операциями и туризмом в некоторых офшорных зонах осуществляется и другая экономическая деятельность. Офшорными центрами мира сегодня являются Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские острова, Либерия, Кипр, Мальта и др. В них работают примерно 3 млн офшорных компаний.
Формирование офшорных центров кредитно-финансовой деятельности и их развитие обусловлено рядом причин:
· интернационализацией кредитно-финансового бизнеса;
· возникновением повышенного спроса на посреднические финансовые операции;
· различием норм, регулирующих деятельность финансовых компаний и налогообложение их доходов в разных странах.
От традиционных финансовых офшорные центры отличаются рядом особенностей. Основу первых составляет банковский сектор, тогда как важнейшим элементом вторых выступают страховые, трастовые, инвестиционные, брокерские, лизинговые компании.
В результате образования офшорных зон в регионах концентрируются внешние финансовые ресурсы, интенсифицируется банковская деятельность, улучшается инвестиционный климат. Вместе с тем растет занятость населения, связанная с обслуживанием офшорных компаний. Развивается внешнеэкономическая деятельность в регионе, увеличиваются зарубежные капиталовложения в него. Приобретается опыт управления в области финансов, бухгалтерского учета, страховой деятельности.
Необходимыми условиями создания СЭЗ являются:
· политическая стабильность в стране и в регионах, где формируются СЭЗ;
· стабильная, всесторонне разработанная и узаконенная правовая база;
· приемлемые природно-географические условия региона для создания СЭЗ (в смысле близости транспортных путей, агроклиматических ресурсов);
· хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, энергетики и социальных условий;
· эффективная структура административного управления СЭЗ и др.
Идеи создания СЭЗ в нашей стране появились в первые годы перестройки. Более того, при Госплане СССР организовывались рабочие группы для изучения и реализации этих идей. В 1988 г. были приняты правительственные решения об учреждении двух СЭЗ: в г. Находке (Приморский край) и г. Выборге (Ленинградская область). Законы об их создании были приняты в 1990—1991 гг. Потом предложения об основании других СЭЗ (в различных регионах) посыпались как из рога изобилия. Лидеры регионов были наслышаны о высокой эффективности СЭЗ и полагали, что за счет их создания сумеют за несколько лет поднять экономику своих областей. Работа эта протекала в режиме эйфории, отличалась непомерными амбициями и чрезмерной политизацией. Практически многие субъекты Российской Федерации пожелали стать свободными зонами. Ими объявили себя Кемеровская область, республики Алтай, Калмыкия, Даурия и другие территории. По данным Госкомстата России, общая площадь декларируемых на начало 1991 г. СЭЗ составила 1,2 млн км2, на которой проживало 12% населения России.
Ни одна из провозглашенных СЭЗ не отвечала предъявляемым к ним требованиям. Во-первых, у всех этих зон отсутствовали программы, определяющие цели и задачи, этапы создания, объем инвестиций и источники получения средств. Во-вторых, большое количество льгот, предоставляемых потенциальным инвесторам, остались лишь декларациями. В-третьих, везде игнорировались подготовительный и переходный этапы создания СЭЗ. Практически все отказались от них.
Мировой опыт показывает, что комплексное обустройство СЭЗ требует значительных финансовых и материальных затрат. Так, в странах Юго-Восточной Азии они составили 30—50 млн долл. на 1 км2, в КНР — до 300 млн долл. Размер территории зон при их организации не превышал 1—2 км2, они расширялись постепенно — по мере накопления средств, подготовки земельных участков и создания инфраструктуры.
Поскольку средств у государства не оказалось, а регионы их тоже не имели, иностранные инвесторы во вновь образуемые зоны не пошли. В итоге дело по их созданию и развитию далеко не продвинулось. Обустройство и формирование инфраструктуры на таких огромных территориях оказалось непосильной задачей и для местных, и для федеральных органов власти.
Тем не менее в 1992—1999 гг. вышли следующие указы Президента РФ:
· «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон» (1992 г.);
· «Об урегулировании вопросов создания и функционирования свободных экономических зон» (1994 г.);
· «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (1996 г.);
· «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (1999 г.) и др.
В означенный выше период были созданы:
· зона свободной торговли «Шереметьево»;
· СЭЗ «Шерризон» («Шереметьево-2»);
· зона экономического благоприятствования «Ингушетия» (прекратила свое существование в 1999 г.).
В зависимости от целей и задач на территории России выделяют несколько типов зон:
· комплексные специальные зоны производственного характера; .
· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны
· экспортного производства и транзитные);
· функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.), выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
Комплексные зоны многопрофильны, создаются на ограниченной территории и в границах областей и других территориальных образований. В них подготавливаются условия для привлечения капитала с необходимой инфраструктурой.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет складирования товаров, сдачи в аренду помещений, организации выставок, перевалки и транзита грузов.
Отраслевые зоны (технологические парки) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе внешнеэкономического сотрудничества, внедрения достижений отечественной науки, в том числе разработки наукоемких технологий, новых видов готовой продукции, расширения экспорта.
Для обеспечения благоприятного климата на территориях СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы, в частности:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
· льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам (до 50%), установленным на территории России, для иностранных инвесторов;
· пониженные ставки за пользование землей и другими природными ресурсами;
· предоставление права на долгосрочную аренду.
В различных СЭЗ льготы индивидуальны, более того, иногда они устанавливаются для конкретных фирм.
Практика свидетельствует, что для эффективной деятельности СЭЗ необходимо наличие таких структур, как:
· крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию и формирующее орган управления — Совет зоны;
· залогово-страховой инвестиционный фонд (страховое общество), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;
· центральный банк зоны, формирующий ее бюджет и контролирующий использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношения с республиканским бюджетом;
· зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий, вопросы трудовых и социальных отношений.
Федеральный закон «О свободных экономических зонах», принятый Госдумой РФ 23 апреля 1997 г., статусом СЭЗ наделял территории, имеющие островной или полуанклавный характер. В этой связи абсолютное большинство российских СЭЗ внутри страны перестали отвечать требованиям закона. Самые известные российские свободные экономические зоны — это Алтай, Бурятия, Калининград, Калмыкия, Эвенкийский автономный округ, Смоленская область и г. Углич (Ярославская область). Реально свободными зонами, соответствующими данному закону, можно было считать «Находку», «Сахалин», «Янтарь», особую экономическую зону в Магаданской области.
Опыт создания СЭЗ в России принято считать неудачным. В программе развития «Бюджетный федерализм» Министерством финансов РФ была даже озвучена идея о их ликвидации. Отмечалось, что многие из них были созданы искусственно, без реальных к тому предпосылок и в итоге превратились в офшорные «дыры» для прокачки капитала. В соответствии с программой Минфина России внутренние офшоры должны были прекратить свое существование к 2005 г. Помимо этого, вступивший в силу Налоговый кодекс РФ лишил СЭЗ важной льготы: товары, вывозимые из свободных экономических зон на основную территорию России, стали облагаться НДС и акцизами. Ведь Налоговый кодекс Российской Федерации, вообще разрабатывался с ориентацией на уменьшение общего количества налоговых льгот, и никаких особых налоговых режимов для СЭЗ в нем уже не предусматривалось. Однако экономика многих регионов, где действовали СЭЗ (в первую очередь Калининграда), сложилась именно с учетом преференций, а отмена привилегий влекла за собой непредсказуемые последствия. В связи с этим 13 июля 2005 г. был подписан новый Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который предусматривает создание двух типов зон с особым экономическим режимом.
Первый тип — технико-внедренческие зоны, или так называемые технопарки, на территории не более 2 км2. Резидентам этих зон будут предоставляться льготы по налогу на прибыль и на имущество, возможно введение таможенных льгот.
Второй тип — промышленно-производственные зоны — предполагают размещение на территории не более 10 км2 (подходит для 10— 15 крупных сборочных производств). Обязательное условие для резидентов — объем инвестиций не менее 10 млн руб., из них не менее 1 млн руб. в первый год. Кроме налоговых льгот, на этих территориях будет установлен свободный таможенный режим, позволяющий осуществлять беспошлинную торговлю, а также беспошлинный ввоз материалов для переработки и вывоз продуктов. Максимальный срок существования зон обоих типов определен 20 годами, инвестор получит ограничения по использованию земли, например, он не сможет сдавать ее в субаренду.
Статус СЭЗ не смогут получить крупные регионы. При этом создаваемые зоны могут находиться на территории только одного муниципального образования, но не могут включать его в себя полностью. Резиденты или участники таких зон будут отбираться по конкурсу, на котором будет оцениваться экономическая эффективность бизнес-проектов.
Законом предусматривается отсутствие таможенных пошлин и налогов для иностранных товаров, вводится запрет на некоторые виды деятельности (на металлургическое производство, добычу и переработку полезных ископаемых, производство и переработку подакцизных товаров, за исключением мотоциклов и легковых автомашин).
Ставки единого социального налога для резидентов технопарков будут снижены с 26 до 14%. Приоритетными регионами для развития технопарков являются Москва, Петербург, Новосибирск и Нижегородская область.
При этом закон не распространяется на Магаданскую и Калининградскую области, где действуют отдельные нормативные акты. По расчетам Минэкономразвития России, создание особых экономических зон привлечет в российскую экономику не менее 9 млрд руб. инвестиций.
Новый закон о СЭЗ является своего рода попыткой реанимации и внутренних офшоров. Только теперь их предлагается формировать по отраслевому принципу. В частности, в свою бытность Министерство промышленности, науки и технологий предлагало освободить действующие в свободных экономических зонах предприятия от налога на прибыль сроком на 3—5 лет и предоставить им льготы по растаможиванию комплектующих для автомобилей. Причем именно на такой политике реанимации офшоров строились и разработанные в министерстве программы реформирования автопрома, лесной промышленности, металлургии и других отраслей.
Собственно, идея эта не нова. После экономического кризиса 1998 г. предпринимались попытки создания СЭЗ чуть ли не на базе отдельных предприятий, но тогда для этого не было необходимой законодательной базы. Теперь же тезис о создании профильных экономических зон предлагается на государственном уровне.