Введение в предмет. Составляющие БЖД

Лекция 1

 

 

БЖД это раздел науки о безопасности жизнедеятельно­сти, изучающий опасные и вредные производственные факторы, уровни техногенного воздействия на человека в процессе труда и разрабатывающий методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов, основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов.

Цель курса “БЖД” - сформировать научные знания :

- об опасных и вредных факторах и процессах, порождающих опасности оборудования, трудовых и производственных процессов;

- о современных методах выявления и прогнозирования опасностей;

- о принципах, методах и средствах обеспечения БЖД на стадии проектирования и эксплуатации техники и технологических процессов;

- о законодательных и нормативно-технических актах по охране труда.

Изучив курс “БЖД” вы должны

знать:

- требования БЖД, предъявляемые основными законодательными и нормативно- правовыми актами в области охраны труда;

- современные методы выявления, идентификации и моделирования опасностей;

- принципы, методы и средства обеспечения безопасноости оборудования, технологических и трудовых процессов, а также

уметь:

- выявлять и идентифицировать опасности на рабочих местах;

- осуществлять выбор технических, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, обеспечивающих безопасность;

- пользоваться нормативными правовыми актами по охране труда, приборами и средствами контроля условий труда и защиты работающих;

- выполнять расчеты , связанные с обеспечением безопасности .

Составляющие курса БЖД. В значительной мере курс БЖД перекликается с курсом охраны труда, который ранее читался студентам технических специальностей. Собственно охрана труда – это система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80). Курс охраны труда состоял из четырех разделов:

- социально-экономические, правовые и организационные вопросы охраны труда,

- основы производственной санитарии и гигиены труда,

- технические вопросы обеспечения БЖД,

- вопросы обеспечения пожаро- и взрывобезопасности.

В учебном плане подготовки специалистов 330100 первый и последний разделы выделены в отдельные дисциплины – Законодательство в БЖД и Пожаро-взрывозащита. Второй и третий разделы вошли в курс БЖД. Кроме этого, в курсе значительное внимание уделяется методологическим основам БЖД.

Курс “БЖД” опирается на:

- естественно-научные дисциплины - математику, в частности, теорию вероятностей, математическую статистику, алгебры Буля, информатику, физику, химию;

- общепрофессиональные дисциплины - техническую механику, технологию машиностроения, материаловедение, теории управления и надежности.

- медицинские науки: анатомию, физиологию и гигиену труда;

- науки о человеческом факторе - эргономику, инженерную психологию ;

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности при сохранении здоровья и всестороннем развитии личности. Эргономика изучает человека в условиях современного производства.

Инженерная психология, как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина». В этом смысле ее можно считать одним из разделов эргономики. Инженерная психология занимается, в основном, изучением деятельности человека-оператора.