СЛОЖНЫЕ (БОЛЬШИЕ) СИСТЕМЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Формирование целей, для достижения которых будет использоваться ЛА, обоснование необходимости новой разработки осуществляются на основе анализа и предсказания изменений во внешней среде - естественной, т.е. в природе, и искусственной, т.е. созданной руками человека, -и последствий (экологических, политических, технических), к которым приведут разработка проекта, производство ЛА и его функционирование. Эта работа (иногда ее называют внешним проектированием) ведется совместно организациями заказчика и разработчика, например в гражданской авиации авиакомпанией, которая намерена эксплуатировать новый самолет, и Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации (заказчик) совместно с опытным конструкторским бюро (разработчик). В результате определяются потребные летно-технические характеристики (ЛТХ), технологические, эксплуатационные и другие требования к ЛА, выбираются критерии (показатели) эффективности выполнения ЛА поставленной задачи и формируется техническое задание (ТЗ) на проект ЛА.
Рассматривая в самом общем виде задачу, решаемую с помощью ЛА, как транспортную операцию, ТЗ на проектирование ЛА можно представить следующим образом.
Необходимо спроектировать ЛА, который способен заданную полезную нагрузку в определенных условиях комфорта и обслуживания при заданных условиях эксплуатации и применения доставить за определенное время на определенное расстояние с заданными критериями (показателями) эффективности выполняемой транспортной операции.
Очевидно, что приведенную выше общую формулировку задания на проектирование можно отнести к различным ЛА: и к самым современным самолетам, и к самолетам, созданным на заре развития авиации. Очевидно и то, что современные самолеты существенно отличаются не только от самых первых самолетов, но и от самолетов десяти-, двадцатилетней давности. Изменились не только внешний облик и размеры самолета, что весьма важно. Изменились его силовая установка, система управления, электрооборудование и другие системы. На борту самолета появились принципиально новые системы, например бортовая ЭВМ, система автоматического пилотирования и т.д. Изменились и конструкция самолета, и технология его изготовления. Усложнение решаемых задач и, как следствие, увеличение сложности и стоимости проектирования, изготовления и эксплуатации ЛА, насыщенность разнообразными сложными системами и оборудованием, широкое применение новых материалов, конструктивно-технологических решений, высокая трудоемкость изготовления, увеличение времени полного цикла создания - эти тенденции характерны для всех типов ЛА. И хотя целью проектирования всегда является создание проекта ЛА, изменились подход к проектированию, его методология.
Разработка (синтез) проекта ведется в настоящее время методом моделирования. Разрабатывается ряд частных моделей (логических, физических, математических, графических и др.), которые описывают (отражают) отдельные свойства ЛА (функциональные, аэродинамические, прочностные, весовые и др.). Используя достаточно большое число таких взаимосвязанных моделей, можно весьма точно описать ЛА, отразить всю совокупность его свойств.
Одним из частных, но прогрессивных подходов к описанию свойств объекта является системный подход, при котором объект исследования описывают как систему, описывают его системные свойства.
Система (греч. systеma - целое, составленное из частей, соединение), или системный объект, - это обладающий определенной завершенностью, целостностью объект (например, самолет), состоящий из взаимосвязанных элементов, отличающийся от окружающей его внешней среды и взаимодействующий с ней (взлетает и садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома- взаимодействие с искусственной внешней средой, совершает полет в атмосфере - взаимодействие с естественной внешней средой). Системный объект в наиболее общем виде обладает следующими свойствами.
1. Объект создается ради определенной цели и в процессе достижения
этой цели функционирует и развивается (изменяется).
Так, для нового пассажирского самолета целью разработки и постройки может являться более комфортабельная, безопасная и экономически выгодная (по сравнению с существующими самолетами) перевозка пассажиров. В процессе функционирования (эксплуатации, например, в течение 60 000 летных часов за 20 лет полетов) самолет ремонтируется, оснащается новыми оборудованием и системами.
2. В составе системного объекта имеется источник энергии и
материалов для его функционирования и развития.
Двигатели и запас топлива на борту самолета обеспечивают возможность полета, наземные службы, например аэродромные, проводят наземное обслуживание и подготавливают самолет к полету, система управления воздушным движением обеспечивает навигацию, ремонтные службы - ремонт и оснащение самолета новыми оборудованием и системами.
3. Системный объект — управляемая система. Для управления
системным объектом используется информация о его собственном
состоянии и о состоянии внешней среды и моделируется поведение объекта во внешней среде.
В процессе полета летчик (или автоматическая система управления) изменяет траекторию движения самолета на основании информации о положении самолета в пространстве, о работе всех его бортовых систем и в соответствии с указаниями службы управления воздушным движением.
4.Объект состоит из взаимосвязанных компонентов, выполняющих определенные функции в его составе.
5.Свойства системного объекта не исчерпываются суммой свойств его компонентов (свойство эмерджентности).
Все компоненты ЛА при их совместном функционировании обеспечивают новое свойство, которым не обладает в отдельности ни один из них, - возможность управляемого полета.
Системный подход предполагает, что компоненты ЛА также могут рассматриваться как системы. С другой стороны, сам ЛА является компонентом системы более высокого уровня. Например, пассажирский самолет является компонентом транспортной системы страны) включающей в себя авиационный, железнодорожный и другие виды транспорта. Следовательно, существует иерархия (от греч. hieros - священный и arche- власть) систем, т.е. расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему ("пирамида" систем).
Таким образом, проект ЛА объединяет частные, взаимоувязанные, взаимообусловленные модели. Он отражает большое число параметров и связей между ними, весьма сложных для формализованного описания (т.е. описания с помощью последовательности взаимосвязанных формул). В этом смысле о проекте ЛА можно говорить как о большой, сложной модели, которая отражает все свойства будущего реального ЛА и, как правило, представляет собой ряд зависимостей между целями проектирования, возможными средствами их достижения, окружающей средой и ресурсами. Средства достижения целей проектирования - это возможные варианты проектных решений - альтернативы (франц. alternative от лат. alter - один из двух).
Для выбора из ряда альтернативных вариантов некоторого проектного решения определяют критерий выбора - некоторый показатель, обобщенно характеризующий степень достижения поставленной цели тем или иным вариантом проекта. В качестве обобщенного критерия для выбора рационального варианта и для оптимизации его параметров обычно используют показатель эффективность - стоимость, отражающий соотношение между эффективностью решения поставленной задачи и суммарными затратами на ее решение (стоимостью данного варианта). Задача может быть сформулирована двояко:
1)обеспечить максимальную эффективность системы при заданных затратах;
2)обеспечить минимальную стоимость системы при заданном уровне эффективности.
Таким образом, на всех стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации ЛА можно рассматривать как систему, как совокупность взаимосвязанных управляемых компонентов (подсистем), объединенных общей целью функционирования для решения заданной проблемы в некотором диапазоне условий. Именно с этих позиций мы должны рассматривать летательные аппараты и отдельные их компоненты.
Поскольку всякая система взаимодействует с внешней средой, то любые изменения внешней среды влияют на систему и в то же время свойства внешней среды изменяются в результате работы системы. Внешняя среда (естественная и искусственная), в которой существует и функционирует ЛА, является динамической системой (ее параметры изменяются во времени). Следовательно, проектируя ЛА на достаточно длительный период эксплуатации, мы должны не только учитывать сегодняшнее состояние внешней среды, но и уметь прогнозировать ее изменения. Прогноз должен учитывать изменения внешней среды, вызванные функционированием создаваемого ЛА и других систем, не только в техническом, но и в экологическом, социально-политическом и других аспектах.
Поскольку всякая система состоит из взаимосвязанных компонентов и представляет определенную целостность, то изменение параметров любого из компонентов системы вызывает изменение работы системы и ее выходных параметров. Следовательно, при проектировании ЛА необходимо предусмотреть возможные отказы (нарушения работоспособности) систем и агрегатов ЛА и обеспечить либо возможность передачи функций отказавшей системы или агрегата другой системе или агрегату ЛА, либо резервирование (от лат. reserve - сберегаю, сохраняю) систем и агрегатов. Простейшим видом резервирования является дублирование (от франц. doubter - удваивать), при котором наряду с основной системой имеется еще одна (резервная), включаемая в работу при отказе основной системы.
К сожалению, наши прогнозы на будущее не являются абсолютно точными. Поэтому при проектировании необходимо предусмотреть возможность различных модификаций (от позднелатинского modifico - видоизменяю, меняю форму), т.е. принципиальных изменений систем и ЛА в целом, если произойдут непредусмотренные изменения внешней среды.
В соответствии с существующей иерархией систем при проектировании мы должны рассматривать ЛА как часть системы высшего уровня (авиационного или ракетно-космического комплекса) и выбирать параметры ЛАтак, чтобы они обеспечивали оптимальное функционирование этой системы (комплекса). Поэтому критерием оценки системы должен являться ее показатель, обеспечивающий оптимальность вышестоящей системы.
Таким образом, можно считать, что проектирование с системных позиций (системное проектирование) — это проектирование части целого как элемента целого.
1.3. ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АВИАЦИОННОГО И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ
На начальном этапе развития авиации основными критериями оценки качества проекта самолета или непосредственно самолета, находящегося в эксплуатации, являлись его высокие летные характеристики. Такие критерии, позволяющие оценить главное достоинство самолета -способность летать, являются абсолютно верными и правомочными. Однако если самолет с высокими летными данными для своего базирования требовал длинных взлетно-посадочных полос (ВПП), он мог эксплуатироваться с ограниченного числа аэродромов; если самолет требовал сложной и длительной подготовки к полету, он больше простаивал на аэродроме, чем летал. Это потребовало от конструкторов иного подхода к оценке качества самолета. Необходимо оценивать не только летные характеристики самолета, но и условия его эксплуатации. Отсюда-системный подход к проектированию ЛА: при проектировании рассматривается не только ЛА, но и весь комплекс, обеспечивающий выполнение поставленной задачи. В данном случае комплекс (от лат. complexus- связь, сочетание) - минимально необходимый состав средств и служб, совместная работа которых позволяет выполнить поставленную задачу.
Авиационный комплекс (АК) - совокупность объектов, элементов и устройств, совместная работа которых обеспечивает выполнение определенного задания в заданных условиях самолетом данного типа. Укрупненный состав авиационного комплекса представлен на рис. 1.1. В него входят парк самолетов, вспомогательные и подготовительные средства.
Парк самолетов - совокупность самолетов разных типов, спроектированных и построенных для выполнения определенной задачи. Классификация самолетов по назначению представлена на рис. 1.2. Вероятно, что появление новых задач, которые можно решить с помощью самолетов, потребует создания самолета нового типа.
Вспомогательные средства (аэродром и комплекс средств управления полетом) обеспечивают базирование самолета на земле и его точную навигацию в полете.
АВИАЦИОННЫЙ парк КОМПЛЕКС |
Рис. 1.1. Укрупненный состав авиационного комплекса |
САМОЛЕТЫ | ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ САМОЛЕТОВ ( классификационный признак) | ||
Пассажирские | Перевозка пассажиров | ||
Транспортные | Транспортировка груза | ||
Учебные | Обучение летного состава | ||
Экспериментальные | Проведение летных экспериментов | ||
Сельскохозяйственные | Обработка сельскохозяйственных угодий | ||
Военные | Обеспечение обороноспособности страны | ||
Спортивные | Занятие авиационным спортом | ||
Санитарные | Оказание срочной медицинской помощи | ||
Геологоразведочные | Воздушная разведка недр |
Подготовительные средства (парк машин, механизмов и устройств) обеспечивают техническое обслуживание самолета на земле, его подготовку к полету, контроль технического состояния самолета и всех его систем.
Состав ракетно-космического комплекса (РКК), обеспечивающего на базе ракет-носителей (РН) полет ЛА по траектории искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Стартовый ракетный комплекс 1 обеспечивает наземную подготовку и старт РН, выводящей на орбиту ИСЗ 2 полезную нагрузку 3, например многоразовый воздушно-космический самолет (МВКС). После завершения полета МВКС садится на посадочную полосу стартового комплекса, который осуществляет и командно-информационное обеспечение запуска. Центр управления полетом (ЦУП) 6 с помощью наземных станций 5, кораблей слежения 7 и спутников связи 4 осуществляет командно-информационное обеспечение полета ЛА на орбите, координацию действий стартового комплекса и поисково-спасательных служб, обеспечивающих посадку ЛА.
ЛА - главный элемент АК или РКК, без него в принципе невозможно выполнение задач, связанных с полетом в воздушном или космическом пространстве. Тем не менее проектирование ЛА с системных позиций обязывает рассматривать не только то, каким образом параметры и характеристики ЛА определяют параметры и характеристики вспомогательных и подготовительных средств АК или РКК, но и то, каким образом параметры и характеристики этих средств определяют параметры и характеристики ЛА.
Рассматривая ЛА с достаточно общих системных позиций, необходимо помнить, что он предназначен для совершения полета. И этим прежде всего определяются его облик (общий вид), компоновка (взаимное расположение различных элементов и систем, от лат. сотропо - составляю) и конструкция (от лат. constructio - составление, построение).