Определение эффективности принимаемых юридических норм

Рассмотрение этого вопроса приобретает особый смысл в свете той ситуации, которая сложилась в российских органах власти. Политиканство и сиюминутное стремление к росту собственной популярности заставляет российских политиков принимать непродуманные, часто вредные нормативные акты и решения. Известно, что в понятие эффективности принимаемых юридических норм вкладываются такие вопросы, как эффективность управления, критерии её изменения, понятие эффективности юридических норм и другие. За определением качества нормативного акта, по нашему мнению, стоит определение его социальной ценности как инструмента для решения стоящих перед региональным обществом задач.

Известно, что качество конкретного закона, конкретных институтов или норм права принято выражать через такие свойства его действия, как эффективность, полезность, экономичность. При этом под эффективностью принято понимать соотношение между фактическими результатами их действия и теми, для достижения которых они приняты. Под полезностью — соотношение намеченных результатов и результатов побочных, возникающих, как правило, вне предвидения правотворческого органа. Под экономичностью — соотношение между ценностью полученного результата и произведенными затратами.

Думается, что правомерно вести речь только об эффективности реализации прав и правовых норм. При этом нельзя полностью исходить из понимания эффективности как внутреннего свойства самой правовой нормы, так как это ведет к допущению, что каждая федеральная норма имеет одинаковую эффективность на территории всей Российской Федерации или во всех регулируемых ею случаях. На практике этого не происходит, да и не может происходить, так как противоречит особенностям федеративного устройства страны и специфики каждого региона.

Учитывая, что целью управления должно являться достижение конкретного результата в деятельности управляемых субъектов, представляется (с определёнными допусками), что именно величина этого результата и является мерилом эффективности управления. При таком допущении облегчается и определение критериев эффективности управления, в качестве которых можно использовать как формализованные, так и неформализованные результаты деятельности управляемых. При этом в тех сферах, где управление имеет цель — организацию производственной (или иной экономической) деятельности, связанную с материальным эффектом, представляется возможным использовать в качестве критериев натуральные и стоимостные показатели эффективности объекта управления. Это позволит определить самостоятельную субстанциональную результативность принятых правовых норм.

Среди правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность в Российской Федерации, можно выделить следующие: федеральные, межотраслевые, отраслевые, региональные, локальные (регламентирующие этот процесс в конкретных хозяйствующих субъектах: организациях, предприятиях и других).

Как известно, разработка правовой нормы должна сопровождаться предельно четкой формулировкой цели, которую необходимо достичь в результате принятия этой нормы и которая позволяет в дальнейшем оценить полноту достижения этой цели с помощью выбора необходимых критериев (прибыль, рентабельность, коэффициенты экономичности, ритмичности, качества, социальные стандарты и другие). Критерий характеризует качественную сторону процесса, а показатель — его количественную характеристику.

Правовое регулирование экономической (да и любой другой) деятельности было бы невозможно без установления единых терминов, принципов оценки и методики для определения эффективности нормативных актов, адаптации их к соответствующим технологическим, экономическим, градостроительным, экологическим и другим стандартам.

Представляется целесообразным определять предварительную эффективность юридических норм в отношении конкретной экономической деятельности с помощью определения эффективности проекта (хозяйственного и иного), который вводится в действие и регламентируется во времени и пространстве соответствующим нормативным актом. Проект завершается при достижении заданной нормы (доходности или иного показателя), отражающего цели этой деятельности. В этом случае может оцениваться:

· коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

· бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

· экономическая (общественная) эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Юридические нормы оказывают влияние на все приведенные виды эффективности с помощью создаваемых нормативных актов. Именно на основании них, как мы установили, определяется налогообложение, преференции и льготы, которые являются важной составляющей регионального хозяйственного режима (благоприятного или неблагоприятного).

Коммерческая эффективность будет складываться из эффективности для отдельных инвесторов, акционеров и кредиторов. Бюджетная эффективность — из эффективности для федерального бюджета, субъекта федерации и местного бюджета. Экономическая эффективность — из народно-экономической (в масштабе национальной экономики) и общественной эффективности (в отношении групп населения, территорий, отдельных учитываемых факторов внешней среды и так далее).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета (федерального, регионального или местного).

Показатели общественной экономической эффективности отражают интересы региональной экономики в целом с позиций конкретного субъекта федерации, органов местного самоуправления, отраслей и сторонних организаций. При этом, если считать уровень жизниколичественной характеристикой, отражающей перечень (набор) благоприятных для человека условий и явлений, то под качеством жизни человека(качественной характеристикой) следует понимать внутреннее содержание этих условий и явлений с точки зрения их способности к реализации интересов и удовлетворения потребностей человека или социальной группы.

Для реализации социальной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, характеризующие, в том числе, качество жизни, безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами и тому подобное. Если качественные параметры мало отличаются у разных регионов, то количественные параметры разрабатываются отдельно для каждого конкретного региона.

В результате хозяйственных проектов обязаны осуществляться: комплекс мер по охране земель, ведение строительства по согласованию с органами власти, в соответствии с утверждёнными нормами и другое. То есть должны быть учтены требования соответствующего законодательства и требований нормативных актов. Так, не могут быть увеличены предельно допустимые нормативы: концентраций вредных веществ; уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; уровня радиационного воздействия; нормы нагрузки на окружающую природную среду; санитарных и защитных зон.

Кроме вышеперечисленного в законодательных актах необходимо учитывать следующую, очень важную цель: повышение экономического потенциала региона, развитие его материальной и производственной инфраструктуры. Её достижение предполагает: обеспечение развития отраслей производства товаров и услуг; добыча и переработка полезных ископаемых на территории региона; управление государственной собственностью и формирование фондового рынка, направленные на создание условий, обеспечивающих эффективное регулирование финансового регионального рынка; регулирование бюджетной, налоговой, инвестиционной, страховой деятельности в регионе.

Как известно, в общем виде эффективность управления может определяться как соотношение между целью управленческой деятельности и полученным результатом, то есть соотношение между запланированным и фактически достигнутым результатом.

Комплексная же оценка экономической эффективности хозяйственного проекта, учитывающая рациональное сочетание его экономических, экологических и социальных результатов, возможна только на основе многокритериальной оптимизации. Представляется, что конкретный подход к учету влияния указанных сфер общественно-экономической эффективности следует свести к наименьшему количеству показателей, достаточно полно и корректно отражающих объективную реальность во всем её многообразии и сложности. Среди них можно предложить:

· определение величины текущих затрат труда и ранее созданной стоимости в интересах получения возможно большего объема благ в будущем.

· увеличение доходов лиц, занятых в производстве, снижение затрат ручного труда, уменьшение безработицы;

· минимизацию использования природных, земельных, воздушных и водных ресурсов, а также уменьшение уровня загрязнения окружающей среды в процессе экономической деятельности.

Таким образом, экономическая эффективность и полезность юридического акта будет основана на его анализе с учётом всех приведённых и дополнительно используемых критериев, с учётом определённых системных ограничений, среди которых можно назвать значимость данного критерия, временные рамки действия и другое.

 

Литература:

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. – М.: Университет, 2000.

2. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.