Основные понятия региональной экономики.
Исходным понятием рассматриваемой области знаний является территория. Производные понятия – регион и экономическое пространство. Территория— это ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Дополняющими понятиями являются акватория — ограниченная часть водной поверхности Земли и аэротория — часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией. Родовым понятием, объединяющим содержание понятий "территория", "акватория", "аэротория", является геотория.
В дальнейшем изложении будет использоваться главным образом понятие "территория", однако понятия "акватория" и "аэротория" также находят применение при изучении экономического пространства.
Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности обусловливают необходимость членения территории на части — регионы.
Регион— это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область1.
Синонимом понятия "регион" является "район". Ранее термин "район" был более употребительным в русском языке, нежели "регион". Далее мы будем использовать главным образом термин "регион", а термин "район" — только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов: административный район, внутригородской район, крупный экономический район.
Введенное понятие региона является весьма абстрактным ("регион вообще") и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Итак, регион — понятие типологическое. Регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами2.
Например, Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Президентом страны в 1996 г., содержат следующие определения региона: это "... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации"3.
Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. В частности, для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем и т.п.
1. Вводимые понятия "геотория", "территория", "акватория", "аэротория" и "регион" соответствуют формулировкам понятийно-терминологического словаря Э.Б. Алаева "Социально-экономическая география" (М.: Мысль, 1983. С. 50—51, 67—70).
2. Классик советской регионалистики Н.Н. Колосовский следующим образом подчеркивает роль рассматриваемого фундаментального понятия: "Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике — понятие о материи и энергии, в биологии —учение о "первичном " живом веществе — клетке, в географии — учение о районах. Эти простейшие на первый взгляд вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний"
(Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М: Мысль, 1969. С. 15).
Уточним, что понятие регион (район) является ключевым, разумеется, не только в географии, но и в региональной науке, регионоведении и т. д. (см. параграф 1.3).
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.