Понятие о психике, ее функции и формы проявления.

Психология как наука. Задачи и отрасли психологической науки.

Творческий потенциал личности и условия его развития.

Личность- индивид социотношений и соц.действий.

Творчество- деятельность в процессе которого создаеться что-то новое, не существовавшее ранее.

Творч.потенциал – совокупность средств и возможностей для создания новых оброзов.

На развитие творч. потенциала влияют:

1)зададки. 2)гармоническое развитие человека.3)деятельность в которою вкл. индивид .4) позитивное отношение к личности в соц.сфере.

 

 

Психология (от греч. psyche – «душа», logos - «знание») – фундаментальная наука о внутреннем (психическом) мире человека, закономерностях развития и функционирования психики. Объект изучения психологии – система жизненных явлений и жизнедеятельность человека. Предмет – факты, закономерности и механизмы психики. Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.

Основные задачи психологии: 1) описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности; 2) дальнейшая разработка уже существующих психологических концепций с целью повышения их эффективности; 3) улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических и др. факторов.

Основные направления в психологии:

- бихевиоризм рассматривает в качестве предмета психологии поведение человека: действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицается. Возник в США в начале ХХ века. Основоположники – Д. Уотсон, Э. Торндайк;

- гештальтпсихология изучает психику с точки зрения целостных структур – гештальтов. Возникла в Германии в ХХ веке. Основоположники – М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.

- гуманистическая психология изучает личность как уникальную целостную систему, проблемы ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, самосовершенствования, свободы выбора. Возникла в США в ХХ веке. Основоположники – К. Роджерс, А. Маслоу;

- когнитивная психология исследует процессы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Возникла в США в ХХ веке;

- психоанализ рассматривает подсознательные влечения и инстинкты в поведении человека. Возник в ХХ веке. Основоположник – З. Фрейд.

 

Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира. Правильность субъективного отражения всегда подтверждается практикой жизнедеятельности и поведения.

Функции: регулирующая - помогает устанавливать равновесные отношения с внешней средой, адаптировать поведение к ее условиям

Прогностическая - способствует формированию предполагаемого результата поведения и деятельности

Программирующая - проявляется как осуществление определенных действий по плану или алгоритму

Сигнальная - помогает опознавать соответствие реальных действий заложенным в организме программам и реагировать на них

Приспособительная - способствует коррекции поведения и деятельности

Моделирующая - дает полный и всеобъемлющий образ окружающего мира, позволяет представить то, чего не в реальной жизни.

Историческое развитие психики, связанное с эволюцией человечества, называется филогенез. Развитие психики отдельного человека от рождения до смерти – онтогенез. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру и включает сознание, подсознание и надсознание.