Профилактика девиантного поведения.
Девиантное поведение.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие: патология социальных потребностей; алкоголизм и наркомания в семье; конфликтные ситуации (межличностный конфликт); неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления; разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации; обнищание населения; пробелы в воспитании и т.д.
Среди биологических предпосылок - патология биологических потребностей, которая часто становится причиной сексуальных извращений и преступлений на этой основе; нервно-психические заболевания (психопатии, пограничного состояния, неврастении); наследственные заболевания, особенно те, которые сопровождаются злоупотреблением алкоголем; психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, (внутренне-личностный конфликт).
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и масштабах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение.
Профилактика девиантного поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений .и других асоциальных проявлений. Профилактическая практика по предупреждению правонарушений и негативных явлений в нашей стране носит многоуровневый характер, включающий следующие задачи.
Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и. духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности подростков, молодежи
Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.
14,Воображение: общая характеристика, виды, формы.
Воображение – процесс создания новых образов и представлений на основе имеющегося опыта. Воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностью личности. Его основу составляет опережающее отражение. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая система деятельности мозга, процессе которой происходит образование новых систем временных связей и создание новых образов на основе ранее воспринятых.
Различают два вида воображения: пассивное и активное (воссоздающее и творческое).
Формы воображения: агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей уже имеющихся образов и представлений; гиперболизация – увеличение целого образа или его отдельных частей и признаков; минимизация – уменьшение целого образа или его отдельных частей и признаков; схематизация – соединение отдельных представлений и образов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение – подчеркивание каких-то отдельных признаков.
15,Методы психологической науки: характеристика, классификация.. Проективные методы в психологии.
Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву):
- организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т.д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук);
- эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия и др.); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы;
- методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (дифференциация материала по группам, анализ);
- интерпретационные методы: 1) генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Проективные методы (в психологии развития) [лат. projectus — выступающий, выдающийся вперед] — методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные на принципе проекции, сформулированном З. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми.