Основные социальные процессы и поведение человека.

Социализация личности. Механизмы социализации.

Внимание, его виды и качественные характеристики.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Оно регулирует и контролирует психические процессы и характеризует динамику их протекания. Физиологический механизм внимания: особые «нейроны внимания» - скопление нервных клеток, расположенные в стволовой части головного мозга, тормозят одни импульсы и усиливают другие, посылая их в кору головного мозга. В каждый момент времени в коре имеется очаг возбуждения, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для работы внимания. Через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации, в результате чего часть ее может быть потеряна.

Качества внимания: объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Виды внимания: непроизвольное; произвольное; послепроизвольное.

Социализация – это восприятие человеком всей суммы общественных отношений, знаний и опыта, отраженных в общественном сознании.

Социализация – это результат усвоения и последующего активного воспроизводства и в творчески-преобразовательной жизнедеятельности человека социального опыта с учетом его личностных качеств, потребностей и целей.

Механизмы социализации: имитация – воспроизводство с возможной точностью поведения и деятельности кого-либо; копирование – внешнее подражание кому-нибудь; подражание – внутреннюю и внешнюю деятельность человека в соответствии с определенным образцом; идентификация – установление сходства одного человека с другим, направленное не только на воспроизведение данного сходства, но и собственное развитие; социальный статус – место личности в конкретной системе социальных взаимосвязей; социальные роли – одобряемые обществом образцы поведения, ожидаемые от человека; социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе.

Процессы социализации:

социальная фасилитация – деятельность человека в окружении других людей, в результате которого происходит ее улучшение или облегчение. Установлено, что продуктивность и качество деятельности человека, который испытывает влияние социальной фасилитации, обычно оказывается выше, чем тогда, когда рядом с ним никого нет, то есть когда он работает один;

социальное подкрепление - целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования социального поведения. Социальное подкрепление включает в себя одобрение, награду, повышение престижа, предоставление человеку дополнительных полномочий, благ и т.п.;

социальное поведение – разновидность поведения человека в обществе, рассчитанная на оказание определенного влияния на окружающих людей и на общество в целом;

социальное научение – форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе;

социальный контроль – способы и формы регулирования поведения людей со стороны общества. Социальный контроль включает в себя правовые, экономические и моральные воздействия, оказываемые органами управления общества на людей, которые соблюдают или нарушают принятые в данном обществе социальные нормы.

Институты социализации: общество, семья, учебные заведения, трудовые коллективы, близкое социальное окружение, СМИ, общественные организации и др.